Съёмка животных и растений в путешествии

Различные климатические зоны наложили свой отпечаток на нашу планету, наполнив её разнообразием. Но у   путешествующего фотографа есть считанные секунды для того, чтобы успеть сделать кадр с невиданным цветком или зверем. Быть начеку мы научимся в этом уроке.

Съёмка животных и растений

Съемка животных — очень специфический, но и очень интересный раздел фотографии. Можно сказать, определенный подраздел документальной фотографии, репортажного фото. Он делает весьма благородное дело, привлекая внимание людей к участию в решении проблем, cвязанных с изучением природной среды, экологическими катастрофами, исчезновением редких видов животных и т.д. Съемка животных, растений, деталей окружающей природы и макросъемка интересна в любое время года и может рассказать об окружающем мире не меньше, чем пейзажная. Сюжеты для этого у природы есть всегда, стоит лишь присмотреться повнимательней.

Профессиональной съемкой животных занимаются люди, специализирующиеся на этой тематике, так называемые анималисты. Эти люди, снимая диких животных в их естественной среде, хорошо знают повадки животных и, как минимум, интересуются биологией; часто эти фотографы — именно профессиональные биологи либо инспекторы заповедников. Среди известных фотографов-анималистов можно назвать такие имена, как Jim Brandenburg, Klaus Nigge, Steve Blum и таких отечественных фотографов, как Игорь Шпиленок, Сергей Горшков, Вадим Онищенко, Адриан Колотилин и др.

Существуют и специализированные сафари-туры, например в Африку, в известные национальные парки Кении, Ботсваны — например Масаи Мара, Найроби, оз. Накуру и т.д. Как правило, такие сафари-фототуры проводят профессиональные фотографы-анималисты, хорошо знающие специфику съемки определенных животных в определенных местах.

Существует довольно много журналов (в основном западных), печатающих wildlife-фотографии: такие, например, как National Geographic или Geo. Постоянно проводятся мировые конкурсы фотографий дикой природы — «Всемирный конкурс фотографов-анималистов» или наш молодой, но уже очень интересный отечественный конкурс «Золотая черепаха». По итогам конкурсов обычно проводятся выставки лучших фотографий данного жанра.

Хочу обратить особое внимание на то, что это фотоконкурсы именно дикой природы, где публикуются фотографии именно диких животных, снятых в их естественной среде. Фотографии
ручных, домашних и животных из зоопарков туда не проходят.

Мы же, в рамках нашего урока поговорим о том, какие фотографии животных и дикой природы можно привезти из путешествия, а также о некоторых приемах анималистической и макросъемки.

1

Техника и приемы съемки Дикие животные, как правило, боятся людей и близко к себе не подпускают, стремясь держаться подальше от человека. Снимать их, учитывая осторожность зверей, непросто, но вполне реально. Конечно же, для этого нужна длиннофокусная оптика. Профессионалы снимают животных на светосильные объективы с фиксированным фокусным расстоянием 500-600 мм, но эта оптика слишком специфична, тяжела и дорога для любителя-путешественника.

Одним из лучших вариантов в подборе оборудования для съемки животных будет использование относительно недорогой камеры с кроп-матрицей, длиннофокусного светосильного объектива с оптическим стабилизатором — того же 70-200/2.8, столь любимого жанровыми фотографами, в комплекте с двукратным телеконвертером (таким образом, на кроп-матрице мы получим фокусное расстояние 640 мм). Большая кратность конвертера уже не нужна, так как чем больше кратность, тем сильнее падает качество. Стабилизатор очень желателен, ибо на таких фокусных расстояниях вероятность смазывания изображения из-за сдвигов камеры и дрожания рук (т.н. «шевеленки») увеличивается в разы. Как правило, у оптического стабилизатора есть разные режимы работы — один рассчитан на съемку с рук, а другой — на съемку из транспорта; не забывайте включать правильный режим.

2

Как бюджетный вариант, для съемки животных вполне подойдет и современная камера-просьюмерка с гиперзумом (фокусное расстояние — например, у некоторых моделей Panasonic Lumix достигает 420 мм) и стабилизатором. Очень желательно, чтобы фокусное расстояние было не меньше 300 мм, а лучше — еще больше.

При съемке обязательно включайте автофокус, а лучше — именно следящий автофокус, чтобы успеть за быстро движущимся животным. Чтобы получить портрет животного с красиво размытым задним планом, максимально откройте диафрагму объектива. Фокусируйтесь на морду животного, желательно на глаза или нос. При этом учитывайте, что при открытой диафрагме зона ГРИП (глубины резко изображаемого пространства) будет совсем небольшой и с фокусировкой можно легко промахнуться.

3

Чтобы на фото не было смазов от длинной выдержки и быстро двигающегося животного, ставьте режим съемки в приоритете выдержки. Значения выдержки желательно не длиннее 1/80 сек. Если животное пробегает мимо вас, можно использовать интересный прием, называемый съемкой с проводкой. При использовании этого приема выдержка может быть длиннее, чем обычно. Сфокусируйтесь на пробегающем животном и ведите объектив камеры со скоростью этого животного. Тут очень важна тренировка: попробуйте поэкспериментировать на домашних питомцах. В идеале животное должно быть резким, в то
время как фон за ним должен смазаться и выглядеть, словно размытые горизонтальные полосы, что отлично передает динамику движения.

Для макросъемки и деталей макропейзажа отлично подходят специальные фикс-макрообъективы, либо зум-объективы с функцией макро, которая позволяет снимать с достаточно близкого расстояния (объективы типа 70-200/2.8 для этого не подходят, так как имеют большую минимальную дистанцию фокусировки).

Если вы хотите больше снимать насекомых, то лучше выбрать объектив с фокусным расстоянием побольше (например, Sigma AF 180/3.5), чтобы не пугать объекты съемки; если же это некритично, то подойдет любой макрообъектив. Иногда макросъемке не помешает внешняя или хотя бы встроенная вспышка (в идеале — кольцевая макровспышка, не дающая теней): дело в том, что ГРИП при макросъемке очень мала и приходится закрывать диафрагму, чтобы получить как можно больше деталей на снимаемом объекте. А если диафрагма прикрыта, то соответственно уменьшается количество света, попадающего на матрицу, и для нормального экспонирования фотографии света может не хватить. В таких случаях нужно либо повышать ISO (чувствительность камеры), либо использовать дополнительный источник света (вспышку).

Особенности съемки диких животных.

Психологическая дистанция вовсе не равна расстоянию между вами и объектом съемки. При съемке животных этот эффект проявляется очень сильно.

Любопытно, но факт (из разряда «очевидное-невероятное»): животные остро реагируют на человека, свободно идущего по земле (полю, джунглям, лесу), но практически не реагируют на человека,сидящего в машине. Обратите внимание, что почти все фотосафари проводятся на автомобилях. И не только потому, что именно на этом виде транспорта участники фотосафари добираются к месту съемки и им нужна некоторая защита от крупных диких животных. Дело именно в том, что человека с фотоаппаратом, находящегося в машине, животные почти не боятся. Нередко можно наблюдать такую ситуацию, когда рядом с машиной сидит какая-нибудь перепелка, сурок или заяц… и никуда удирать не собирается! Но стоит лишь показаться человеку из автомобиля, как в мгновение ока все эти животные пускаются в бегство.

4

Таким образом, если вы хотите подобраться к животному как можно ближе, рекомендация снимать из окна автомобиля будет первой. Но чтобы не испугать животных, автомобиль
должен либо двигаться очень медленно, либо просто остановиться и некоторое время спокойно постоять.

Кроме техники съемки из автомобиля профессионалы-анималисты для съемки животных используют такой действенный прием, как использование скрадка. Скрадок — нехитрое укрытие, которое может помочь приблизиться даже к осторожным животным очень близко. Им может служить все, что способно скрыть человека. Это может быть палатка (самый распространенный вариант), шалаш, большой камень, дерево или завал деревьев, любой пригорок, ямка и т.д. Другое дело, что этим нужно заниматься специально и в путешествии, если оно не организовано специально для съемки животных; на организацию таких скрадков часто просто нет времени, ведь их нужно делать заранее. В этом случае, конечно, все зависит от цели вашего путешествия. Неплохой методикой для привлечения животных может быть их прикормка. Например, это отлично действует на птиц или лис. Но если в местах, где вы собираетесь снимать, есть медведи, опасайтесь разбрасывать пищу, особенно мясную, рядом со своим жильем, это может плохо кончиться. Если вы все же собираетесь именно в такие места, купите с собой футбольный «файер» (желательно в непромокаемой оболочке), петарды или специальный перцовый баллончик — они помогут вам отпугнуть медведя в случае нападения на вас. Медведи, как правило, стараются держаться подальше от людей, особенно летом, когда вокруг много разной пищи, но, если вы находитесь в местах, где их чрезвычайно много (например, Камчатка или Карелия), то лучше на всякий случай иметь эти средства защиты.

Макросъемка и макропейзаж

В окружающей нас природе существует масса мелких интересных деталей, которых мы не видим обычным глазом. Макросъемка же помогает нам разглядеть интересные сюжеты буквально на лужайке у дома, не говоря уж о нюансах природы далеких стран и других климатических поясов.

5

Справедливости ради нужно сказать, что настоящей макросъемкой считается такая съемка, при которой снимаемый объект изображен на светочувствительном элементе в масштабе не менее, чем 1:1. То есть, в случае с цифровой техникой, его изображение должно попадать в масштабе не меньше, чем 1:1 на матрицу. Если же объект снят в более мелком масштабе, то эта съемка называется крупноплановой, что ничуть не умаляет ее возможностей и эстетичности.

Например, крупным планом очень интересно снимать макропейзажи (назовем их так, хотя это и не совсем макро). Особенно они хороши на стыках разных погодных явлений и времен года.

Классическим временем для макросъемки будет раннее утро. В это время летом частенько выпадает обильная роса, которая преображает предметы, на которые она оседает.

6

Великолепно в это время смотрятся капельки росы на паутине, которая по утрам представляет собой красивейшее ожерелье из алмазных капель. Хотя, пройдя по тому же месту днем, вы ее, скорее всего, просто не заметите. Те же капельки росы, повисшие на цветах или траве утром, в которых отражается окружающий пейзаж, выглядят как дорогие бриллианты. Особенную красоту придает им нюансы мягкого утреннего освещения с пастельными красками.

7

Очень красиво смотрятся покрытые капельками росы насекомые ранним летним утром. Причем, поскольку они зависят от температуры окружающей среды, утром они малоподвижны и представляют собой отличный объект для фотоохоты. Особенно большой выдержкой обладают пауки, которые могут сидеть на месте часами, хотя утром можно застать неподвижной и стрекозу. Обязательно при макросъемке обращайте внимание неоднородность фона.

8

Если вы снимете стрекозу в контровом свете, то на просвет узор прожилок ее крыльев может выглядеть очень интересно. Если же вы подсветите такой сюжет вспышкой (хотя бы встроенной), то вы получите еще и темный фон, на котором крылья будут смотреться особенно выгодно.

9

Поздней осенью, ранней весной или в начале зимы можно найти очень любопытные сюжеты около замерзающей воды. Например, кромка льда на начинающем замерзать ручье или вмерзшие в лед листья. Сюжеты в такое время можно найти практически везде, нужно лишь быть внимательным. Утром можно увидеть, как иней покрывает упавшие красные или желтые листья, подчеркивая на них структуру волокон.

Особенно богаты летом и осенью на разнообразие красок и форм северные края. Позднелетняя, а особенно осенняя (там это время наступает в августе — начале сентября), тундра Камчатки или Кольского полуострова выглядит как яркий цветастый ковер с массой всевозможных мелких деталей. А очень распространенный на севере белый олений мох — ягель — служит отличным фоном для съемки растений и цветов.

10

В жарких южных странах самое интересное время для съемки — весна. В это время пустыня на недолгое время расцветает и преображается, покрываясь ковром из ярких цветов, которые не увидишь там в другие времена года.

Для того, чтобы снять хорошую фотографию растения, обращайте внимание на фон и свет. Отличные фотографии получаются, когда пятно света высвечивает нужный вам объект (например, цветок) среди темного окружающего фона. Как правило, если вокруг переменная облачность и пятна света появляются то здесь, то там, такого освещения нужно просто подождать, заранее настроившись и определившись с композицией снимка.

11

Фон должен быть однородным, в нем не должны сильно выбиваться какие-либо пестрые элементы, нарушая целостность снимка. В целом для макропейзажа будут работать те же рекомендации, что и для съемки пейзажа классического. Ищите композиционный центр для фотографии и выстраивайте все остальное от него, пользуясь правилами третей, направляющей линии, ритмом элементов и т.д. Главное, чтобы фотография выглядела цельной, сбалансированной, не распадалась на отдельные составляющие.

Этика съемки животного мира

12

Напоследок об очень важном принципе, относящемся вообще к фотосъемке природы. Принцип этот — НЕ НАВРЕДИ. Дело в том, что излишнее беспокойство, причиненное животному у его гнезда, может сказаться на жизни потомства. Несмотря на то, что фотография не причиняет животному непосредственного вреда, напуганная у гнезда птица, например, может не вернуться обратно и птенцы могут погибнуть. Поэтому при съемке животных не забывайте, что у гнезда нужно вести себя тихо и, по возможности, не беспокоить его обитателей. Растительный мир тоже частенько страдает от присутствия человека — та же тундра очень часто подвергается вытаптыванию и очень долго восстанавливается после проезда по ней или топтания по мху. Поэтому, пожалуйста, старайтесь ходить по тропам.

13

Территория дикой природы все время сужается, а присутствие человека все расширяется и расширяется. Животный мир довольно хрупок — сохраните же его для своих детей не только на фотографиях.

Удачных вам фото!

Примеры фотографий к уроку

14

Жеребец и кобыла из полудикого табуна лошадей, свободно пасущихся на волжских островах. Параметры съёмки были установлены заранее, но такой сюжет пришёл совершенно неожиданно. Снято бюджетным вариантом камерой-просьюмеркой с гиперзумом (Panasonic Lumix) и стабилизатором. При съёмке животных очень желательно, чтобы фокусное расстояние было не меньше 300мм, а лучше — ещё больше. Оптический стабилизатор помогает избежать смазов при съёмке на больших фокусных расстояниях.
Россия, Астраханская область, острова волжско-ахтубинской дельты.

1

Болотная черепаха выплыла подышать, высунув голову из воды одного из астраханских степных прудов. Этот момент нужно было подождать, приготовившись к съёмке заранее и затаившись на берегу. Россия, Астраханская область, один из островов волжско-ахтубинской дельты.

3

При съёмке обязательно включайте автофокус, а лучше именно следящий автофокус, чтобы успеть за быстро движущимся животным. Для того, чтобы получить портрет животного с красиво размытым задним планом, максимально откройте диафрагму объектива. Фокусируйтесь на морду животного, желательно на глаза или нос. При этом учитывайте, что при открытой диафрагме зона ГРИП (глубины резко изображаемого пространства) будет совсем небольшой и с фокусировкой можно легко промахнуться. Бенгальский тигр. Россия, Москва, Московский зоопарк.

15

Если вы хотите больше снимать насекомых, то лучше выбрать объектив с фокусным расстоянием побольше, чтобы не пугать объекты съёмки, если же вам это некритично, то подойдёт любой макрообъектив. Иногда для макросъёмки не помешает внешняя или хотя бы встроенная вспышка (в идеале кольцевая макровспышка, не дающая теней) – дело в том, что ГРИП при макросъёмке очень мала и приходится закрывать диафрагму, чтобы получить как можно больше деталей на снимаемом объекте. А, если диафрагма прикрыта, то соответственно уменьшается количество света, попадающего на матрицу и, для нормального экспонирования фотографии, света может не хватить. В таких случаях нужно либо повышать ISO (чувствительность камеры), либо использовать дополнительный источник света (вспышку).

16

Если вы хотите больше снимать насекомых, то лучше выбрать объектив с фокусным расстоянием побольше, чтобы не пугать объекты съёмки, если же вам это некритично, то подойдёт любой макрообъектив. Иногда для макросъёмки не помешает внешняя или хотя бы встроенная вспышка (в идеале кольцевая макровспышка, не дающая теней) – дело в том, что ГРИП при макросъёмке очень мала и приходится закрывать диафрагму, чтобы получить как можно больше деталей на снимаемом объекте. А, если диафрагма прикрыта, то соответственно уменьшается количество света, попадающего на матрицу и, для нормального экспонирования фотографии, света может не хватить. В таких случаях нужно либо повышать ISO (чувствительность камеры), либо использовать дополнительный источник света (вспышку).

4

Любопытно, но факт, что животные остро реагируют на человека, свободно идущего по земле (полю, джунглям, лесу), но практически не обращают внимания на человека, сидящего в машине. Нередко можно встретить такую ситуацию, когда рядом с машиной сидит какая-нибудь перепёлка, сурок или заяц, и никуда удирать не собирается. Но стоит лишь показаться из автомобиля, как в мгновение ока, все эти животные пускаются в бегство. Сурок-байбак. Россия, Астраханская область.

17

Крупным планом очень интересно снимать макропейзажи (назовём их так, хотя это и не совсем макро). Особенно они хороши на стыках разных погодных явлений и времён года.
Колокольчик. Россия, Кольский полуостров, Ловозёрские тундры.

10

В окружающей нас природе существует масса мелких интересных деталей, которые мы не видим обычным глазом. Макросъёмка же помогает нам разглядеть интересные сюжеты буквально на лужайке у дома, не говоря уж о нюансах природы далёких стран и других климатических поясов.

6

Классическим временем для макросъёмки будет раннее утро. В это время летом частенько выпадает обильная роса, которая преображает предметы, на которые она оседает. Россия, Псковская область, Новоржевский район.

Классическим временем для макросъёмки будет раннее утро. В это время летом частенько выпадает обильная роса, которая преображает предметы, на которые она оседает.
Россия, Псковская область, Новоржевский район.

18

Очень красиво выглядят покрытые капельками росы насекомые ранним летним утром. Причём, поскольку они зависят от температуры окружающей среды, утром они малоподвижны и
представляют собой отличный объект для фотоохоты. Россия, Псковская область, Новоржевский район.

19

Особенно большой выдержкой обладают пауки, которые могут сидеть на месте часами, хотя утром можно застать неподвижной и стрекозу. Обязательно при макросъёмке обращайте внимание не однородность фона. Россия, Московская область, Наро-фоминский район.

7

Рано утром великолепно смотрятся капельки росы на паутине, которая по утрам представляет собой красивейшее ожерелье из алмазных капель. Хотя, пройдя по тому же месту днём, вы её скорее всего, просто не заметите. Те же капельки росы, повисшие на цветах или траве утром, в которых отражается окружающий пейзаж, выглядят как дорогие бриллианты.
Особенную красоту придаёт им нюансы мягкого утреннего освещения с пастельными красками. Россия, Псковская область, Новоржевский район.

8

На юге России (и кое-где даже на юге Московской области) водится один из самых крупных наших пауков – Южнорусский тарантул. Как фауна Московской области, он занесён в Красную книгу, в Астраханской области же их довольно много, для жарких южных краёв это типичная фауна. Эти пауки живут в норах в степи и выходят на охоту обычно ночью. Южнорусский тарантул. Россия, Астраханская область.

9

Если вы снимете стрекозу в контровом свете, то, на просвет, узор прожилок её крыльев может выглядеть очень интересно. Если же вы подсветите такой сюжет вспышкой (хотя бы встроенной), то вы получите ещё и тёмный фон, на котором крылья будут смотреться особенно выгодно. Россия, Астраханская область.

10

Особенно богаты летом и осенью на разнообразие красок и форм северные края. Позднелетняя, а особенно осенняя (там это время наступает в августе-начале сентября), тундра Камчатки или Кольского полуострова выглядит как яркий цветастый ковёр с массой всевозможных мелких деталей. А очень распространённый на севере белый олений мох – ягель, служит отличным фоном для съёмки растений и цветов. Россия, Кольский полуостров, горы Ловозерские тундры.

11

Для того, чтобы снять хорошую фотографию растения, обращайте внимание на фон и свет. Отличные фотографии получаются, когда пятно света высвечивает нужный вам объект (например, цветок), среди тёмного окружающего фона. Как правило, если вокруг переменная облачность и пятна света появляются то здесь, то там, такого освещения нужно просто подождать, заранее настроившись и определившись с композицией снимка. Россия, Псковская область, Новоржевский район.

12

Для cъёмки животных в пейзаже будут работать те же рекомендации, что и для съёмки пейзажа классического. Ищите композиционный центр для фотографии и выстраивайте всё остальное от него, пользуясь правилами третей, направляющей линии, ритмом элементов и т.д. Главное, чтобы фотография выглядела цельной, сбалансированной, не распадалась на отдельные составляющие. Россия, острова Астраханской области.

13

Иногда интересные сюжеты можно найти поблизости от человеческого жилья. Например, весьма фотогенична эта парочка аистов на трубе заброшенного дома. Конечно же для такой съёмки
необходим объектив с большим фокусным расстоянием (в данном случае фокусное расстояние в пересчёте составило 320мм). Россия, Псковская область, Новоржевский район.

2

Самец горихвостки в весеннем саду. Для того, чтобы снять его крупно, потребовался объектив с фокусным расстоянием 420мм и очень много терпения.
Россия, Московская область, Наро-фоминский район.

Фотографируем животных и растения

Заданием к этому уроку будет съёмка животного мира. Вам не обязательно присылать фотографии дикой или экзотической природы. Объектами съёмки могут быть, как животные, так и растения. В качестве задания пришлите пожалуйста три вида снимков. Первые два пусть будут с животными в их среде обитания. Это могут быть и собаки с хозяевами на прогулке, белки, кошки, птицы — главное показать на фотографии не только их, но и включить в кадр их окружающее пространство, какие-то ключевые объекты в нем. Очень важно для передачи
пространства снимать с уровня животного: если это маленькая собака, голуби, к примеру, следует опуститься и снимать с более низкой точки. Следующие два снимка сделайте с крупноплановым изображением цветка или растения. Уделяете внимание свету при съёмке: он не должен быть ярким полуденным, иначе пропадет фактура растения.

1 бал2 бала3 бала4 бала5 балов (5 голосов, рейтинг: 5,00 из 5)
Загрузка...

Съёмка животных и растений в путешествии: 1 комментарий

  1. Для таких фотографий необходим штатив! Особенно, если снимаем растения в поле, там бордюра нет и фотокамеру примостить некуда! Помните об этом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *