Съемка портрета в путишествии. Всё о портрете в путешествии

Они не такие как мы — местные жители дальних городов. Они интересны в своей уникальной культуре, не мыслимы без подтекста. Умению передавать их уникальность, их быт и повседневность мы посвятили этот урок.

Люди – интереснейший объект для съёмки. Находясь в далёком путешествии, мы нередко сталкиваемся с особенностями других культур, другой ментальности и подхода к жизни, с другими обычаями и привычками. И именно люди определяют характер другой страны, именно они лучше всего могут нам рассказать и показать о том, как живёт эта страна, чем отличается от других, какие обычаи у местных жителей.

Жанр, в котором основными героями являются люди в процессе своей обычной деятельности, так и называется – жанровая фотография. Если же основное внимание уделено именно лицу крупным планом, то это можно назвать жанровым портретом.

Съёмка людей плотно переплетается и с другими жанрами фотографии. Есть даже некоторая общая тенденция — начав со съёмки чистых природных пейзажей и архитектуры, с ростом
профессионализма, фотографы частенько начинают всё больше включать в кадр людей. По моему мнению, лучший пейзаж – это тот, в который вписан человек. Он может быть в нём вовсе не основным персонажем, находиться совсем не в центре кадра, не на переднем плане, даже где-нибудь вдалеке, но, обратите внимание, как сильно присутствие человека оживляет кадр. В нём уже появляется некая история, он уже не пуст и, среди других фотографий, привезённых из путешествия, как правило, запоминаются именно такие кадры.

Обратите внимание, какими фотографиями иллюстрируют свои материалы журналы о путешествиях (например, National Geographic, GEO, Вокруг Света). Среди иллюстраций очень
часто можно встретить жанровые фото, портреты, либо пейзажи с людьми. Конечно, съёмка человека – непростое занятие. Ведь тут нужно быть способным выловить и
остановить момент. Человек ведь не дерево и не здание, которое будет спокойно стоять во время съёмки. В съёмке людей очень важен момент общения, иначе хороший кадр будет получить очень непросто.

Основной задачей жанрового портрета (как и любого другого портрета), является передача определённого аспекта личности человека так, чтобы разглядывающий фотографию зритель мог
почувствовать, что за человек находится перед ним на снимке, понять его характер. Неплохо рассказывают о человеке и предметы вокруг него, если это естественная для него обстановка (возможно, это его дом, рабочее место, повозка или лодка).

2

В технике жанровой съёмки людей можно выделить два основных подхода – «ближний бой» с широкоугольником и съёмка «исподтишка», телеобъективом.

Съёмка телеобъективом

Съёмка телеобъективом – как правило, самая распространённая стратегия для съёмки людей, особенно при наличии небольшого опыта в фотографии. Вам кажется, что купив телеобъектив, вас никто не увидит, а вы будете фотографировать всё вокруг, как через подзорную трубу? Отнюдь, чтобы вас действительно никто не увидел и, при этом, получить достаточно крупный план человека, вам понадобится объектив с фокусным расстояниям порядка 600мм (на такие обычно снимают животных фотографы-анималисты). Но этот объектив насколько огромен в габаритах, настолько же много весит (порядка 5-8кг) и оперативно обращаться с ним вы не сможете. Мало того, на вас обратит внимание вся улица, и вы сами станете популярным объектом для фотографирования.

Кроме того, возникнут сложности с быстрой наводкой камеры на именно тот сюжет, который вам нужен. Ведь издалека такой объектив выдаёт вам лишь маленький кусочек общей картины, на манер подзорной трубы и найти нужное будет не так уж быстро, за это время сюжет может измениться. Так что на то, что вас совсем никто не заметит, можно не надеяться, как бы это ни было привлекательно. Один из лучших зум-телеобъективов для жанровой съёмки, является популярный 70-200/2.8 (у Canon есть также неплохая версия 70-200/4). Это отличный высококачественный светосильный (правда и не дешёвый) объектив, которым можно сделать красивые портреты с размытым задним планом (так называемое «боке»).

3

Снимая им, вы можете не вторгаться в личное пространство людей, снимая их с расстояния примерно 5-7метров. Правда, для того, чтобы снять крупноплановый портрет вам всё же придётся подойти поближе, на расстояние 3-4метра.

Съёмка широкоугольником

Съёмка широкоугольным объективом происходит с близкого расстояния и требует в фотографировании людей совсем иного подхода, нежели в съёмке телеобъективом. Самый
подходящий диапазон для этого 12-24, либо 16-35, причём фокусные расстояния ближе к среднему диапазону (20 и выше) так как на самом широком углу (10,11,12), лица людей очень сильно искажаются и выглядят карикатурными, как, например, отражение на чайнике.

При такой съёмке вы стоите очень близко к людям, снимаете их практически в лицо и тут уж без вхождения с ними в контакт никак не обойтись. Тут важны уже ваши психологические способности войти в контакт с людьми и выйти из него так, чтобы все остались довольны, ведь вы вторгаетесь в их личное пространство. Ещё раз повторюсь, что искренняя улыбка – ваш лучший помощник в этом.

4

Важно понимать, что расстояние и психологическая дистанция – вещи разные. Например,между человеком, сидящим в автомобиле/повозке и стоящим на улице, психологическая дистанция довольно большая, несмотря на очень маленькое расстояние между ними.

Очень хорошей стратегией для съёмки широкоугольным объективом будет сначала вступить в контакт с человеком, начать разговаривать, чтобы человек не напрягался, видя у вас фотоаппарат. И только потом уже, в процессе общения, можно попробовать его сфотографировать, не прерывая общения. В этом случае лучше даже сначала попросить разрешения, если они ещё не забыли про фотоаппарат у вас в руках. Так вы можете получить кадры с вполне естественным  расслабленным выражением лица. Причём лучше снять серию кадров, чтобы не упустить наиболее интересные выражения, возникающие на лицах в процессе общения.

5

Техника и одежда

Лучшее, что может сделать для себя жанровый фотограф – остаться незамеченным. В идеале нужно быть своеобразным «фотониндзя», невидимкой, спрятавшимся среди толпы людей так, что его никто не замечает. Для этого, конечно, лучше всего подходит неброская удобная одежда, не кричащая о том, что вы турист, который идёт фотографировать. Как я уже говорил в предыдущих уроках, яркие ремешки фотокамеры с фирменными надписями, тоже лучше сменить на неброские чёрные или нейтральные, чтобы меньше привлекать внимания к себе. В некоторых странах это лучше сделать и из соображений безопасности.

Но, какой бы незаметной ни была ваша одежда, большую фототехнику трудно скрыть. Лучше всего для съёмки людей подходит небольшая, но качественная камера. Дело в том, что в любом случае,человек с большим фотоаппаратом и большим объективом, так или иначе обратит на себя внимание и иногда люди начинают напрягаться, потому что понимают, что, возможно, их снимает не любитель, а серьёзный фотограф. Маленькие же фотоаппараты (нос полноценным функционалом, например такие, как Fuji X100 или другие подобные камеры от Leica, Sony или Lumix) позволяют не особо обращать на себя внимание, даже когда вы фотографируете людей практически в лицо с близкого расстояния. Особенно хорошо, если у камеры ещё и ретро-дизайн. Мол, снимаю для себя бабушкиным фотоаппаратом, без претензий. Люди, как правило, и не нервничают в таких случаях, даже видя фотографа с таким фотоаппаратом очень близко, иногда они вообще не обращают на него внимание.

6

Подготовьтесь заранее Идя по улице в поиске сюжета, заранее подготовьтесь к съёмке. Возьмите фотоаппарат и проверьте и установите все настройки, согласно освещению вокруг. Дальше фотоаппарат лучше выключить и держать его рядом, чтобы в любой момент его можно было включить поворотом пальца и быстро сфокусироваться на увиденном сюжете. Для того, чтобы не обращать на себя лишнее внимание, я практически никогда не ношу фотоаппарат на груди. Почти всегда я либо несу его на плече, либо (даже чаще) наматываю ремень на руку и несу его в руке на уровне пояса, держа палец на кнопке включения. Так на вас не обращают лишнего внимания, а вы сможете вскинуть даже большой фотоаппарат с телеобъективом и быстро сфотографировать понравившийся сюжет.

Снимайте сериями

Одного кадра при съёмке на улице может быть недостаточно – у кого-то могут быть закрыты глаза или странное выражение лица. А, поскольку, контакт с уличной «моделью» очень скоротечен, лучше сразу снимать серией, например, из 3 кадров. При этом, лучшим и самым естественным кадром в серии, обычно получается второй кадр из трёх – на первой человек только-только вас увидел (либо не увидел, но поворачивается к вам) и выражение его лица частенько бывает странным, на втором, обычно, у него самое естественное лицо, а на третьем он уже начинает вам позировать.

7

Свет и время Фотографии людей в естественных условиях тем и хороши, что не постановочны и вам просто нужно быть максимально внимательным к тому, что вы видите, представляя собой своеобразный радар, ищущий сюжеты и свет. Ловите нюансы естественного освещения, игру солнечных лучей на людях и вокруг них и тогда ваши фотографии заиграют. Именно пойманный хороший свет делает фотографию интересной и уникальной тем, что было поймано такое мгновение, которое уже не повторится. Как и в пейзажной фотографии, лучший свет вы можете поймать утром и вечером, в режимное время, днём же свет слишком резкий и плоский. Хотя при съёмке людей все же предпочтительно раннее утро, так как рано утром на городских улицах просто меньше людей и, помимо того, что вы можете поймать красивый свет, вам никто не будет мешать снимать. Для жарких стран нужно учесть и более комфортную погоду рано утром, так днём там обычно слишком жарко и пыльно.

8

Если вы снимаете постановочное фото со своими родственниками или друзьями, тогда вам не помешает подсветка. Как правило, подсветку вспышкой или отражателем используют для того, чтобы убрать глубокие тени, если освещение чрезмерно контрастно. Либо, если вы просто снимаете в условиях недостаточной освещённости, сумерках или ночью.

Лучше конечно, снимать сюжеты, находящиеся по направлению солнечных лучей или сбоку них, но, если вдруг вам  понадобилось снять человека против солнца, воспользуйтесь встроенной или внешней вспышками, для того, чтобы немного подсветить его лицо. Если же их нет под рукой, вам может помочь отражатель, который можно взять с собой заранее или сделать импровизированный из фольги, обернув ей какой-либо тонкий плоский предмет или картонку.

Этика и менталитет

Вопрос этики в съёмке людей очень важен. Основной вопрос, который возникает поначалу у всех, снимающих людей – спрашивать ли заранее, «можно ли вас сфотографировать»?
Основной вопрос тут в ваших приоритетах – если вы хотите получить позирующее лицо на снимке, а-ля фото на паспорт, то спрашивайте заранее, никаких проблем. Если же вы хотите получить естественное выражение лица, то лучше заранее не спрашивать. После того, как снимок сделан, чтобы не вступать в конфликт, да и вообще, просто быть вежливым человеком, просто искреннеулыбнитесь и поблагодарите человека. Поверьте, искренняя улыбка очень помогает избежать многих конфликтов. К тому же не стоит расходиться, вызвав недовольство и оборвав контакт – возможно следом за вами придёт ещё один фотограф и всё это недовольство свалится на него. Если вы не хотите как-нибудь попасть на его место, пожалуйста, ведите себя корректно.

В разных странах люди относятся к съёмке совершенно по-разному. Тяжелее всего снимать людей в так называемых «цивилизованных» странах – Европе, США, да и в России тоже. В Европе и США люди ревностно относятся к малейшему вторжения в их личное пространство (а фотография всё же немного вторгается в личный мир людей). В России люди тоже не слишком любят фотографироваться, кто-то просто в силу недовольства своей жизнью, а кто-то и по тем же причинам, что и в Европе.

9

Но это не значит, что снимать в этих странах людей нельзя, можно конечно, просто это немного сложнее сделать, чем в тех же азиатских странах. Улыбка вам поможет везде.
Сложности также представляет съёмка в арабских странах, Пакистане и Афганистане в силу строгостей мусульманской веры. Женщин вообще лучше там не фотографировать, ибо это может закончиться агрессией местных жителей. К тому же, быть незаметным там российскому туристу вряд ли получится – в некоторых бедных районах мусульманских стран вы ещё сами будете представлять собой достопримечательность для местных жителей. Самый лучший вариант, в фотопутешествии там – найти грамотного и авторитетного местного гида, который объяснит местные нюансы вам и сгладит возможные конфликты с местными жителями, если они появятся.

В Южной Америке очень высока опасность попасть в криминальную историю. Тут надо держать ухо востро и, ни в коем случае, не размахивать дорогой камерой направо и налево, не оставлять её на столиках кафе и вообще, не носить её в руках, а убирать её после съёмки в фотосумку и держать её крепко.

Лучшие условия для жанровой съёмки, по моему мнению, в Азии. Наверное, это определяет их неспешный уклад жизни и незлобивый характер. В этом отношении мне очень нравится Непал и люди на улицах его столицы (Катманду) и других небольших горных городков. Это просто полигон для фотографирования людей. К съёмке они относятся совершенно спокойно. Для непальцев, фотограф – это какой-то проходящий мимо чудак с камерой, а они живут своей жизнью, которой вообще трудно помешать чем-либо. Единственное, что в Непале представляет некоторую сложность – это, разве что, его удалённость, хотя есть страны, находящиеся и подальше.

10

Во многих странах существует традиция фотографироваться за деньги. Этим занимаются профессиональные уличные актёры, которые берут деньги за фото. Тут дело каждого, платить за съёмку или нет. В любом случае, типажи эти, как правило, интересны, но фотография совершенно точно будет постановочной, что снижает её ценность. Лично я стараюсь не платить за съёмку, но в редких случаях, бывает очень трудно от этого удержаться. К тому же, некоторые из них, увидев что их сфотографировали, да ещё на приличную камеру, деньги начинают просто требовать. Мне кажется, что в людей в бедных странах, таких как Непал или Индия, не стоит развращать деньгами, иначе скоро там вообще нельзя будет бесплатно кого-то сфотографировать. Если вы фотографируете детей на улицах, угостите их заранее взятыми с собой конфетами, да и взрослых поблагодарите той же конфетой для их детей или улыбкой. Если вы будете возвращаться в одно и то же место во второй раз, напечатайте небольшие фотографии и привезите их в подарок людям, которых вы сняли на них. А лучше всего – если у вас будет собой маленький мобильный принтер, на котором мы можете напечатать и отдать фото людям буквально после съёмки. Хорошее отношение вам будет обеспечено, после этого вы будете у них желанным гостем.

11

Для выполнения задания к этому уроку вам необходимо будет ознакомиться с классификацией портретов по крупности

12

На данном изображении показаны различные виды портретов. Ростовой портрет — это портрет человека в полный рост или по колено. Будьте внимательны, портрет, где ноги обрезаны по голень, визуально воспринимается менее приятным, чем портрет по колено или в полный рост;

Поясной портрет — это портрет по пояс или по линию бедер;

Бюстовой портрет — портрет по грудь или чуть ниже;

Крупноплановый портрет — это портрет, когда в кадр включены только голова, лицо модели. Иногда не полностью: это могут быть только глаза или только губы.

Примеры фотографий к уроку

13

Шерп на тропе. Непал, посёлок Намче-базар, Национальный парк «Сагарматха».

14

По моему мнению, лучший пейзаж – это тот, в который вписан человек. Он может быть в нём вовсе не основным персонажем, находиться совсем не в центре кадра, не на переднем плане, даже где- нибудь вдалеке, но, обратите внимание, как сильно присутствие человека оживляет кадр. В нём ужепоявляется некая история, он уже не пуст и, среди других фотографий, привезённых из путешествия, как правило, запоминаются именно такие кадры. Чехия, Прага.

15

Россия. Аксакал-таджик на ж/д вокзале в Саратове.

2

Основной задачей жанрового портрета (как и любого другого портрета), является передача определённого аспекта личности человека так, чтобы разглядывающий фотографию зритель мог
почувствовать, что за человек находится перед ним на снимке, понять его характер. Неплохо рассказывают о человеке и предметы вокруг него, если это естественная для него обстановка (возможно, это его дом, рабочее место, повозка или лодка). Рыбак. Астраханская область. Ерик «Банный».

3

Одним из лучших зум-телеобъективов для жанровой съёмки, является популярный 70-200/2.8 Это отличный высококачественный светосильный (правда и не дешёвый) объектив, которым можно сделать интересные портреты с красиво размытым задним планом (так называемое «боке» -рисунок зоны нерезкости). Непал, Национальный парк «Сагарматха».

4

При съёмке широкоугольным объективом, вы стоите очень близко к людям, снимаете их практически в лицо и тут уж без вхождения с ними в контакт никак не обойтись. Тут важны уже ваши психологические способности войти в контакт с людьми и выйти из него так, чтобы все остались довольны, ведь вы вторгаетесь в их личное пространство. Ещё раз повторюсь, что искренняя улыбка – ваш лучший помощник в этом. Непал, Национальный парк «Сагарматха», буддийский монастырь Дебоче.

5

Очень хорошей стратегией для съёмки широкоугольным объективом будет сначала вступить в контакт с человеком, начать разговаривать, чтобы человек не напрягался, видя у вас фотоаппарат. И только потом уже, в процессе общения, можно попробовать его сфотографировать, не прерывая общения. В этом случае лучше даже сначала попросить разрешения, если они ещё не забыли про фотоаппарат у вас в руках. Так вы можете получить кадры с вполне естественным расслабленным выражением лица. Причём лучше снять серию кадров, чтобы не упустить наиболее интересные выражения, возникающие на лицах в процессе общения. Северная Карелия. Город Медвежьегорск.

6

Лучше всего для съёмки людей подходит небольшая, но качественная камера.Маленькие же фотоаппараты (но с полноценным функционалом) позволяют не особо обращать на себя внимание, даже когда вы фотографируете людей практически в лицо с близкого расстояния. Особенно хорошо, если у камеры ещё и ретро-дизайн. Мол, снимаю для себя бабушкиным фотоаппаратом, без претензий. Люди, как правило, и не нервничают в таких случаях, даже видя фотографа с таким фотоаппаратом очень близко, иногда они вообще не обращают на него внимание.
Повар. Чехия, Прага.

7

Одного кадра при съёмке на улице может быть недостаточно – у кого-то могут быть закрыты глаза или странное выражение лица. А, поскольку, контакт с уличной «моделью» очень скоротечен, лучше сразу снимать серией, например, из 3 кадров. При этом, лучшим и самым естественным кадром в серии, обычно получается второй кадр из трёх – на первой человек только-только вас увидел (либо не увидел, но поворачивается к вам) и выражение его лица частенько бывает странным, на втором, обычно, у него самое естественное лицо, а на третьем он уже начинает вам позировать. Непал, Национальный парк «Сагарматха».

8

Как и в пейзажной фотографии, лучший свет вы можете поймать утром и вечером, в режимное время, днём же свет слишком резкий и плоский. Хотя при съёмке людей все же предпочтительно раннее утро, так как рано утром на городских улицах просто меньше людей и, помимо того, что вы можете поймать красивый свет, вам никто не будет мешать снимать. Для жарких стран нужно учесть и более комфортную погоду рано утром, так днём там обычно слишком жарко и пыльно. Непал, Национальный парк «Сагарматха».

9

В разных странах люди относятся к съёмке совершенно по-разному. Тяжелее всего снимать людей в так называемых «цивилизованных» странах – Европе, США, да и в России тоже. В Европе и США люди ревностно относятся к малейшему вторжению в их личное пространство (а фотография всё же немного вторгается в личный мир людей). В России люди тоже не слишком любят фотографироваться, кто-то просто в силу недовольства своей жизнью, а кто-то и по тем же причинам, что и в Европе. Россия, Астраханская область, посёлок Баскунчак.

17

Непал, Катманду.

10

Лучшие условия для жанровой съёмки, по моему мнению, в Азии. Наверное, это определяет их неспешный уклад жизни и незлобивый характер. В этом отношении мне очень нравится Непал, люди на улицах его столицы (Катманду) и других небольших горных городков. Это просто полигон для фотографирования людей. К съёмке они относятся совершенно спокойно. Для непальцев, фотограф – это какой-то проходящий мимо чудак с камерой, а они живут своей жизнью, которой вообще трудно помешать чем-либо. Единственное, что в Непале представляет некоторую сложность – это, разве что, его удалённость, хотя есть страны, находящиеся и подальше. Непал, Катманду, индуистский праздник.

18

Если вы фотографируете детей на улицах, угостите их заранее взятыми с собой конфетами, да и взрослых поблагодарите той же конфетой для их детей или улыбкой.Непал, горный посёлок Лукла. Фото Д.Майорова.

11

Во многих странах существует традиция фотографироваться за деньги. Этим занимаются профессиональные уличные актёры, которые берут деньги за фото. Тут дело каждого, платить за
съёмку или нет. В любом случае, типажи эти, как правило, интересны, но фотография совершенно точно будет постановочной, что снижает её ценность. Лично я стараюсь не платить за съёмку, но в редких случаях, бывает очень трудно от этого удержаться. Мне кажется, что в людей в бедных странах, таких как Непал или Индия, не стоит развращать деньгами, иначе скоро там вообще нельзя будет бесплатно кого-то сфотографировать. Если вы будете возвращаться в одно и то же место во второй раз, напечатайте небольшие фотографии и привезите их в подарок людям, которых вы сняли на них. Садху. Непал, Катманду.

Уставшая девушка присела на камень, отдохнуть среди облаков. Без неё этот пейзаж был бы совсем пустым, с ней же приобрёл смысл. Непал, Национальный парк «Сагарматха».Урок No5 «Всё о портрете в путешествии» Буддийские монахи, несмотря на всё своё спокойствие, очень любят практиковаться в спорах. Причём, тот, кто размахивает руками сильнее, бурно доказываю свою правоту, обычно и считается правее, так как более убеждён в своей точке зрения. Непал, Национальный парк «Сагарматха», буддийский монастырь Тянгбоче.

16

Снимаем портрет

К этому уроку я попрошу вас прислать несколько портретов: пусть это будут три ростовых портрета. В кадры с ними включите предметы и вещи, характеризующие того или иного человека. К примеру, если это фотограф, то он обязательно должен быть с фотоаппаратом, если студент, то с книгами.

Постарайтесь эти портреты превратить в рассказ о человеке. Так же я попрошу вас сделать крупноплановый (пусть только лицо модели будет в кадре), бюстовой (по грудь) и поясной портреты. Последние два постарайтесь сделать, включив в кадр руки. Обязательно сопровождайте фотографии комментариями.

1 бал2 бала3 бала4 бала5 балов (6 голосов, рейтинг: 4,83 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *