Съемка в путешествии. Различные погодные условия и время съёмки

У природы нет плохой погоды, особенно для фотографа. Любые капризы природы — повод не опускать руки, а вскинуть их с фотоаппаратом и сделать кадр. О различных условиях и способах обернуть их себе на пользу мы поговорим в этом уроке.

Различные погодные условия и время съёмки

«У природы нет плохой погоды», поется в известной песне. И правильно, ведь главное — найти правильный подход для получения интересных снимков. А найти его можно к любой погоде: нужно лишь учитывать особенности различных погодных «настроений» и освещения в разное время суток. Главное — понять, поймать и выразить состояние окружающего мира в момент вашей съемки, потому как пространство постоянно изменяется: одно и то же место в шесть утра, десять вечера и час дня будет выглядеть совершенно по-разному, причем порой до неузнаваемости. В съемке в определенных погодных условиях есть некоторые общие подходы, о которых мы и поговорим на этом уроке.

Режимное время

Классическое, лучшее время для съемок — раннее утро перед, во время и сразу после рассвета (и поздний вечер). Уникальное время для фотографа! Обычные, казалось бы, места кажутся в чем-то мистическими, а лучи низкого, еще не показавшегося над горизонтом или уходящего за него солнца имеют особую тональность.

Перед восходом солнца, в предрассветных сумерках (как и некоторое время после заката), пейзаж освещается рассеянным светом, который отражается от неба — яркость его близка яркости объектов. В результате объекты съемки равномерно освещены: нет длинных резких теней, которое дает дневное солнце, очертания — мягкие. Цвета при таком освещении становятся мягкими (пастельные тона).

Режимное время

Лучшие пейзажи в это время получаются, когда на небе немного облаков, от которых отражается свет еще не взошедшего солнца. Абсолютно же чистое небо также плохо для хорошего пейзажа, как и сплошная облачность. К счастью, как правило, даже если день будет ясным, на рассвете облака все же есть, так как ночью температура окружающей среды ниже, а влажность выше.

Есть понятия так называемых «синего» часа и «золотого». В фотографии синим часом называют сумерки. С ним соседствует золотой, когда солнце находится в самой низкой точке, над горизонтом. Вэто время интенсивность прямого солнечного света наименьшая, а освещение происходит больше от рефлексного света, отраженного от неба. Когда исчезает синий цвет, освещение становится золотым или красным. Определение «часа», конечно, условно.

К сожалению, данное время не слишком продолжительно, но длительность освещения зависит от широты, в которой находится наблюдатель. По-настоящему долго длится оно лишь в областях Крайнего Севера, летом, во время полярного дня — ночью (так называемой) солнце заходит там на считанные минуты (а в некоторых местах не заходит вовсе) и очень долго остается низким, сначала медленно садясь, а потом столь же неспешно вставая из-за горизонта. В результате режимное время на Севере растягивается на долгие часы, за которые можно выбрать, попробовать и сменить много различных точек съемки.

В наших широтах нужно учитывать краткость данного периода и готовиться к нему заранее. То есть лучшим вариантом подготовки к съемке в режимное время была бы  предварительная прогулка по местам, которые интересно снимать: имеет смысл присмотреть возможные «точки» для съемки при дневном свете.

После восхода солнца, когда яркость неба и земли начинают увеличиваться, нужно учитывать направление солнца — как правило, лучшие результаты получаются при съемке по направлению солнечных лучей: здесь динамического диапазона камеры, как правило, хватает. Если же вы видите сюжет с большим перепадом яркостей в кадре (например, перед вами в одном кадре и яркое встающее солнце, и темная земля), нужно либо использовать градиентный фильтр для притемнения наиболее ярких участков неба, либо делать несколько кадров с разной экспозицией, чтобы потом склеить их на компьютере в один, уравняв яркости разных участков.

Переменная облачность

Время, когда в небе достаточно много плывущих облаков, но оно не закрыто ими полностью, по праву считается сюжетно многообещающим. Все дело в том, что облака, перемещаясь, постоянно меняют характер освещения местности. Если вам в данный момент освещение не слишком нравится, не торопитесь уходить. Здесь лучше всего выбрать какой-либо сюжет, который вам нравится по композиции, и подождать, пока лучи света, выходящие из-за облаков, не подсветят его. Иногда лучи эти работают на манер огромных небесных прожекторов, что, конечно же, очень красиво. Особенно сильно данный эффект проявляется на больших открытых пространствах — в горах, на лугах, над водой и если точка съемки у вас достаточно высока.

Самые интересные пейзажные снимки рождаются, как правило, незадолго до или сразу после резкого изменения погоды. Весьма эффектные кадры получаются перед грозой, когда большая часть неба закрыта черными тучами, а ландшафт еще освещается солнцем, которое не закрыли тучи.

Чистое голубое небо и солнце

Середина дня, когда света больше всего, а в чистом голубом небе ярко светит солнце, — самое сложное время для фотографа. Перепад яркостей между небом и землей огромен, предметы дают сильные резкие тени, поэтому найти интересный сюжет при таком освещении непросто. Но не невозможно! В это время лучше снимать с поляризационным фильтром на объективе — он усиливает краски голубого неба, делая его еще более насыщенным, и снимает лишние блики с блестящих поверхностей, в частности с воды.

Весьма интересные сюжеты в это время можно найти, например, в лесу, засняв то, как солнечные лучи пробиваются через листву — или, например, как они падают на стенки пещеры, пробиваются сквозь окно внутрь темного помещения. И в данном случае снимать нужно как раз против солнца.

Туман, дождь и пасмурная погода

Туман — весьма интересное и необычное для съемки явление: у многих фотографов именно туман является одним из любимых «предметов». Своеобразие освещения в тумане проявляется в том, что он — природный софт-бокс (рассеиватель) света. За счет этого туман позволяет выделить в кадре главные и убрать второстепенные детали, мешающие восприятию, что делает кадр намного интереснее. Цвета в тумане становятся мягкими, приобретают нежные пастельные оттенки. Снимая в тумане, нужно учитывать, что в пасмурный туманный день теней практически нет и контраст снимаемых сцен очень низкий. Для привлечения внимания зрителя нужно обязательно найти какой-либо простой композиционный элемент, который будет сильно выделяться по цвету из окружающей дымки. Это может быть и человек, и некий предмет, окрашенный ярко, — или большой камень, какое-то сухое темное дерево… Важно, чтобы данный предмет сильно выделялся: именно от него нужно выстраивать композицию фотографии в тумане. Причем в кадре обязателен резкий передний план, иначе весь снимок будет казаться нерезким.

Очень интересно на фото смотрятся солнечные лучи, пробивающиеся сквозь туман, или, например, свет фар. Когда съемка ведется в контровом свете (против солнца) через туман, он придает сюжету общую теплую окраску, почти сепию. Туман в этом случае работает как большой желтый светофильтр.

Любопытные сюжеты в таких условиях можно найти при съемке с высокого холма, а еще лучше, если перед вами горные ущелья или лесные распадки. Туман в них красиво ложится (как слои в пирожном «Наполеон») и не менее красиво, постепенно покидает их, когда солнце восходит все выше. Очень интересно проступают из тумана детали окружающего пейзажа — верхушки деревьев, стены избушек, колодцы.

Нередко по утрам туман красиво поднимается с поверхности водоема. Здесь, конечно, тоже будет лучше найти какой-либо простой композиционный элемент у воды, от которого и нужно строить фотографию. Это может быть дерево в воде, высокая травинка у берега или даже рыбацкая рогатка для удочки, торчащая из воды. Размещать эти элементы лучше по правилу золотого сечения (оно же правило третей), когда основные объекты на фото размещаются в трети кадра по горизонтали или вертикали.

Когда начинается дождь, контраст еще более понижается, а различные оттенки цвета начинают размываться и еще больше переходят в пастельные тона. Дождевая завеса уменьшает резкость изображения, поскольку вы снимаете сквозь миллионы капель воды. В этих условиях предпочтительна съемка с поляризационным фильтром, так как он убирает переотражения от этих капель и усиливает насыщенность цветов, которой, возможно, будет не хватать в таких условиях. Что касается композиции снимков, то общие рекомендации будут общими для съемки в тумане и под дождем (см. выше).

Одна из проблем при фотографировании под дождем — защита фотоаппаратуры. Если фотокамера намокла, ее надо после использования как можно скорее высушить, иначе могут быть повреждения электронной части. Если же камера все же намокла, как можно быстрее выньте из нее батарею, дабы исключить возможность замыканий.

Старайтесь, чтобы во время съемки капли дождя не попали на объектив или светофильтр, установленный перед ним. Они повлияют на резкость изображения. Снимайте под большим зонтом, если умеете фотографировать одной рукой или если у вас есть помощник, который может подержать зонт над вами. Можно держать камеру в пластмассовом пакете с отверстием для объектива: сейчас таких много в продаже. Ну а если уж никаких приспособлений у вас с собой нет, держите камеру под одеждой или в фотосумке и вынимайте только для того, чтобы сделать снимок.

Ночная съемка

Казалось бы, ночь с ее отсутствием света — не слишком удачное время для съемок. Но и тусклое ночное освещение может дать весьма необычные и своеобразные сюжеты. Почти в 100% случаев для ночной съемки понадобится штатив, так как света очень мало, а выдержки, скорее всего, будут очень длинными, порядка 20-30 секунд. У большинства фотоаппаратов 30 секунд — стандартный предел длинной выдержки. Если света вокруг совсем мало и даже 30-секундной выдержки не хватит для нормального экспонирования, следует приобрести пульт дистанционного управления для своей камеры: тогда вы будете практически не ограничены временем выдержки. Обязательно обратите внимание на следующий момент: во избежание смазов от сотрясения камеры на штативе при длинной выдержке нужно включить функцию таймера (автоспуска) затвора, чтобы нажатием кнопки случайно не покачнуть камеру. Также, если вы снимаете в условиях сильного ветра (например, в горах), то к вашему штативу (у многих моделей для этого есть специальный крючок внизу) лучше подвесить какой-нибудь груз. Это может быть и ваша сумка, и пакет, и авоська, набитая камнями… В любом случае, утяжеленный штатив уже не сможет раскачиваться на ветру — вероятность появления на изображении смазов от сдвигов камеры намного меньше.

Если вы находитесь на природе и хотите снять ночной пейзаж, интересные сюжеты можно найти с луной и водой. И вашим помощником здесь будет полнолуние. Ночью полная луна придает мистический вид пейзажу, ну а длинная выдержка сделает воду гладкой, как зеркало.

Однако для хорошего ночного пейзажа одной луны и воды недостаточно: нужен какой-либо предмет переднего плана, от которого и будет выстраиваться фотокомпозиция. Этим предметом могут стать и фактурные деревянные мостки в воде, и фигура рыбака на лунной дорожке, и живописная коряга.

Если же полнолуния в момент съемки нет, то можно обратить внимание на звездное небо. В этом случае яркая полная луна только помешает. Как правило, для съемки звезд нужна выдержка не более 30 секунд, иначе, из-за движения земли, звезды превратятся в треки. И для правильной экспозиции при такой съемке нужна хорошая современная камера, позволяющая без особых проблем сильно поднять значения чувствительности (порядка ISO 1600/3200). Если же вы находитесь в ночном городе, то неплохим вариантом будет классическая ночная съемка пейзажа со штатива. Например, многие европейские города сейчас интересно подсвечены по ночам: в темное время суток они выглядят едва ли не интереснее, нежели в светлое.

Что касается движущихся объектов, то все, что движется во время продолжительной экспозиции, будет запечатлено как смазанная нерезкая картина. Если на движущемся объекте есть огни (например, от фар или задних фонарей автомобилей), то они будут запечатлены в виде длинных цветных линий, трасс. Данный эффект можно использовать для получения интересных фотографий,включив в сюжет какую-либо улицу или шоссе с оживленным движением. Следы от фар при длинных выдержках — порядка 30 секунд (для этого желательно прикрыть диафрагму до значений не ниже 8-11) — будут казаться белыми линиями, задние фонари — красными, а вся улица окажется красиво расчерченной этими цветными треками.

Снег и лед

Зима — насколько сложное, настолько же и интересное время для съемки. В первую очередь, зимние условия отличаются специфическим освещением и сложностями с балансом белого.
Короткие световые дни с малоконтрастным (при пасмурной погоде) — либо наоборот, чрезмерно контрастным (когда выходит солнце) освещением, конечно, создают некоторые сложности. Кроме этого, иногда возникают сложности с работой аппаратуры на морозе, когда из-за холода начинается саморазрядка аккумулятора — или при резкой смене температуры (например, при входе в теплое помещение с холода) запотевает оптика. Если вы собираетесь долго снимать на улице при минусовой температуре, лучше достать аккумулятор и положить его в карман, при этом саму камеру держать в фотосумке, присоединяя аккумулятор лишь на время съемки. Проблема с запотеванием появляется при возвращении камеры в тепло. Холодные детали сразу вызывают обильный конденсат на их поверхности, и это может привести к неисправности камеры, либо к запотеванию линз. Поэтому при возвращении с мороза нежелательно доставать камеру из кофра, пока она не прогреется до комнатной температуры (примерно часа два). Конечно, если у вас будет теплый чехол для камеры, то данный эффект можно сильно снизить.

Что касается самой зимней съемки, то при пасмурном освещении будут работать те же самые рекомендации для съемки, что и при туманной погоде, а именно: выбирать простые, но выделяющиеся на общем неярком фоне, контрастные композиционные элементы. Поскольку зимой вокруг не так уж много цветов и пейзажи по своему характеру напоминают черно-белые, то хорошо упражняться в композиции и ритме фото, наблюдая за общей уравновешенностью элементов фотографии в разных частых кадра. Интересным приемом будет создание определенного ритма фото — включение в кадр часто повторяющихся одинаковых элементов (это могут быть деревья, фонари или другие элементы).

При зимней съемке нужно учитывать, что автоматика камеры при замере освещенности сцены скорее всего ошибется в минус — снег на фото будет серым. Покрытая снегом земля действует как гигантский отражатель, влияя на общую экспозицию. Лучше всего будет ввести небольшую поправкуэкспозиции на 1 ступень (+1). Но если ваша камера склонна к пересвечиванию ярких участков, за этим нужно следить, дабы не появлялось «выбитых участков». Для подстраховки, чтобы не потерять важные кадры, лучше делать несколько кадров с разными значениями диафрагмы и выдержки. Также нередко зимой камеры ошибаются и с балансом белого, в результате чего снег на фото получается голубоватым — или наоборот желтоватым. Для более адекватной цветопередачи лучше использовать не «Авто», а стандартные дневные установки. Эта проблема также легко решается съемкой в формате RAW (чтобы уже дома можно было поправить баланс на компьютере). Одни из самых интересных сюжетов получаются зимой в то редкое время, когда ветви деревьев покрыты свежим пушистым снегом или даже льдом. Такие вещи лучше всего снимать в контровых либо боковых лучах низкого зимнего солнца. Тогда лучи, проходящие сквозь снег или лед на ветках, заставляют их красиво светиться.

Также среди зимних сюжетов важное место по праву занимают макро- и крупноплановые детали — замерзающая в ручье вода, интересные льдинки, замороженные во льду ягоды рябины, абстрактные узоры на окнах… Лед и иней образуются на краях растений и листьев, повторяя рисунок тонких мембран листвы. Да и сама текстура снега и конфигурация сосулек могут быть очень интересными.

Онлайн-библиотеки

Книги
1. Л.П.Дыко «Беседы о фотомастерстве» 1977г.
2. Дыко Л. П. Основы композиции в фотографии 1988 г
3. Ли Фрост «Современная фотография», 2003г.
4 .Алекс Миловский «Трэвел-фотография»
5. А.И. Лапин, «Фотография как…»
6. С.К. Иванов-Аллилуев. Фотосъемка пейзажа. Искусство, Москва, 1971
7. К.Пpестон-Мэфем. «Фотогpафиpование живой пpиpоды» М.,
8. Миp, 19858. Том Маки «Секреты пейзажной фотосъёмки», 2006г.
9. Дункан Эванс Цифровая фотография. Путешествия.2006г
10.Джон Клементс Цифровая фотография. Пейзаж. 2005г.

Сайты и журналы
1. rgo.ru
2. national-geographic.ru
3. ngtraveler.ru
4. vokrugsveta.ru
5. digital-photo.ru

Телевидение
moya-planeta.ru

Блоги, галереи
1. dima-chatrov.livejournal.com
2. matvein.livejournal.com
3. photo.qip.ru/matvein
4. jelll.livejournal.com
5. dementievskiy.ru

Примеры фотографий на тему урока.

Непальские Гималаи. Вид на гору Лхоцзе и небольшой шерпский домик. Это фото одновременно иллюстрирует пример того, как можно подчеркнуть масштаб гор, введя в кадр небольшую постройку (масштаб которой нам примерно известен, в отличие от масштаба горы) и пример использования поляризационного фильтра. Здесь этот фильтр ещё усилил насыщенность цвета неба и растительности на горных склонах. Съёмка с рук, F9, 1/200, ISO100.

Режимное время

Эта фотография снята рано утром, в 5ч42 мин утра, ещё до рассвета. Здесь сочетаются остатки ночной подсветки города и наступающее утро. Сзади московский Кремль подсвечен рефлексным освещением от облаков, отражающих лучи солнца, находящегося ещё за горизонтом. Для того, чтобы сделать воду такой зеркально гладкой, понадобилась длинная выдержка (30сек). Соответственно, для того, чтобы увеличить выдержку, диафрагма закрыта до значения F22 при минимальном ISO (100). Кроме того, так сильно закрытая диафрагма превратила лучи света от фонарей на набережной в звёздочки с выраженными лучами.

Непальские Гималаи, октябрь 2010г. На фото хорошо видно, как в условиях переменной облачности и постоянно меняющегося света вдруг из-за облаков к земле прорывается живописный луч солнца на манер луча прожектора. Лучше всего такие сюжеты снимать с высокой точки съёмки, как эта. Съёмка с рук, F7.1, 1/80, ISO 100.

Одни из самых интересных сюжетов зимой получаются в то редкое время, когда ветки деревьев покрыты свежевыпавшим пушистым снегом или даже льдом. Такие сюжеты лучше всего снимать в контровых либо боковых лучах низкого зимнего солнца. Тогда лучи, проходящие сквозь снег или лёд на ветках, заставляют их красиво светиться. Это фото снято на закате, после «ледяного дождя» в Москве зимой 2010-2011года. Съёмка с рук, F 5.6, 1/1250cек., ISO 100.

Зимой хорошо упражняться в композиции и ритме фото, наблюдая за общей уравновешенностью элементов фотографии в разных частях кадра. Интересным приёмом будет создание определённого ритма фото — включение в кадр часто повторяющихся одинаковых элементов (это могут быть деревья, фонари или другие элементы). Включение в кадр далёкой фигуры человека оживит фотографию, придав ей настроение и законченность. Съёмка с рук, F4, 1/80сек., ISO 100.

Астраханская область, река Ахтуба. Если вы находитесь на природе и хотите снять ночной пейзаж, интересные сюжеты можно найти с луной и водой. И вашим помощником здесь будет полнолуние. Ночью полная луна придаёт мистический вид пейзажу, а длинная выдержка сделает воду гладкой, как зеркало. Съёмка со штатива, F4.2, 20сек., ISO 100.

Для хорошего ночного пейзажа, одной луны и воды, скорее всего, будет недостаточно, нужен какой- либо предмет переднего плана, от которого и будет выстраиваться композиция фотографии. Этим предметом могут быть и фактурные деревянные мостки в воде, фигура рыбака на лунной дорожке или живописная коряга. Съёмка со штатива, F3.8, 20сек., ISO 100


Когда начинается дождь, контраст еще более понижается, а различные оттенки цвета начинают размываться и ещё более переходят в пастельные тона. Дождевая завеса уменьшает резкость изображения, поскольку вы снимаете сквозь миллионы капель воды. В этих условиях предпочтительна съёмка с поляризационным фильтром, так как он убирает переотражения от этих капель и усиливает насыщенность цветов, которой, возможно, будет не хватать в таких условиях. Что касается композиции снимков, то, как и при съёмке в тумане, нужно найти простые композиционные элементы, например, как здесь — высокая прошлогодняя трава на переднем плане и остров на дальнем. Съёмка с рук, F4, 1/200, ISO 100.

Любопытные сюжеты в условиях тумана, можно найти при съёмке с высокого холма, а ещё лучше, если перед вами горные ущелья или лесные распадки. Туман в них красиво ложится как слои в пирожном «Наполеон» и, не менее красиво, постепенно покидает их, когда солнце восходит всёвыше. Очень интересно из тумана выступают детали окружающего пейзажа – верхушки деревьев, стены избушек, колодцы. Точка съёмки, в таком случае, желательна повыше. На этом фото видно эффект, который оказывает телеобъектив, сжимая пространство. Съёмка с рук, фокусное расстояние 130мм, F7,1, 1/250, ISO 100.

Снимая в тумане, нужно учитывать, что, в пасмурный туманный день теней практически нет и контраст снимаемых сцен очень низкий. Здесь, для привлечения внимания зрителя нужно
обязательно найти какой-либо простой композиционный элемент, который будет сильно выделяться по цвету из окружающей дымки. Это может быть и человек и какой-то предмет, окрашенный ярко, а может и большой камень или какое-то сухое тёмное дерево. Важно, чтобы этот предмет сильно выделялся и именно от него и нужно выстраивать композицию фотографии в тумане. Если это движущийся предмет или люди, как на этом снимке, то, определившись с композицией снимка, можно подождать пока они, двигаясь, не займут нужное вам положение. Съёмка с рук, фокусное расстояние 432мм,F4, 1/160, ISO80.

Фото снято во время «белых ночей» на озёрах Северной Карелии. Время съёмки — 3ч33мин ночи, но на фото как раз так называемое «режимное время», которое на Севере растягивается на несколько часов (в период «белых ночей»). Само солнце, недавно зашедшее за горизонт, буквально через 15 мин снова начинает вставать. Его ещё не видно, но рассветный свет отражается от облаков, заставляя пылать воду. Снято с рук, F 6.3, выдержка 1/80, ISO 200.

Задания к уроку No2 «Различные погодные условия и время съёмки»

Учимся снимать в различное время суток Заданием к этому уроку будет выполнение трех типов фотографий: фотографии в полдень в максимально безоблачную погоду, фотография в режимное время и ночная фотография. Для выполнения первой фотографии в солнечный ясный полдень постарайтесь найти сюжет, который
не испортили ни яркий солнечный свет, ни резкие тени.

Для выполнения второй фотографии вам надо будет застать закат или рассвет в своем городе и сделать кадр, в котором бы участвовали длинные мягкие тени и мягкий теплый свет солнца.

Для выполнения третьей вам надо будет сделать кадр на длинной выдержке ночью: это может быть вид на освещенную фонарями улицу или на ночную дорогу, главное условие — «шевелёнка» должна быть сведена к минимуму, для этого вам потребуется прочно закрепить камеру на штативе или на попавшихся подходящих средствах. Обязательно напишите в комментарии, как вы выбирали сюжет и почему данное время суток наиболее подходит для того или иного кадра. Минимальное количество работ для этого задания — 3.

1 бал2 бала3 бала4 бала5 балов (14 голосов, рейтинг: 4,93 из 5)
Загрузка...

Съемка в путешествии. Различные погодные условия и время съёмки: 1 комментарий

  1. У меня есть мечта создать неповторимую фотографию с туманным пейзажем. Жаль, что туман явление непостоянное и поймать его у нас бывает очень трудно. Как охотник добычу его выжидаю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *