Как снимать репортаж

Репортажная съемка. Как фотографировать репортаж

Каждый человек, который хоть раз брал в руки камеру, снимал репортаж, делая снимки на отдыхе или фотографируя на память какие-то события. Настало время делать это правильно, как настоящие фотожурналисты, которые снимают для газет, журналов, составляют из отснятого материала выставки. После этого урока репортаж для вас превратится из набора разрозненных кадров в настоящую фотоисторию. Это, кстати, очень ценится в среде фотографов, так как серию кадров сделать намного сложнее, чем одиночный снимок.

Репортажная съемка: что такое репортаж

Этот жанр в отличие от постановочной съёмки, которую мы изучали ранее, предполагает минимальное вмешательство фотографа в происходящее. Он только фиксирует реальность, практически её не режиссируя. Главная задача фотографа — отразить действительность.

Репортажная съемка: Оксана Грищенко, студент fotoshkola.net
Репортажная съемка: Оксана Грищенко, студент fotoshkola.net

Впрочем, это не означает, что репортажная съемка лишёна авторского видения и полностью объективен. Этого невозможно добиться по одной простой причине: фотограф рассказывает историю зрителю, используя художественные приёмы, которые вы изучали ранее. Любой из них, например, выбор точки съёмки, уже делает снимок субъективным.

Репортажная фотосъемка: Игорь Чабан, студент fotoshkola.net
Репортажная фотосъемка: Игорь Чабан, студент fotoshkola.net

Традиционно репортаж разделяется на два вида: событийный и тематический. Самое важное их различие в том, что в первом случае речь идёт о фотосообщении с какого-то события. Это может быть и праздник, и война, и спортивное мероприятие. Именно снимки этого вида репортажа мы чаще всего видим в газетах и журналах.

Съемка события: Павел, студент fotoshkola.net
Съемка события: Павел, студент fotoshkola.net

В тематическом репортаже речь идёт о повседневной жизни, из которой фотограф выхватывает интересные моменты, показывает не заметные для простого человека ситуации, закономерности в поведении людей, демонстрирует игру цвета и света. Этот вид репортажа ещё называют стрит-фотографией, так как фотограф обычно ищет сюжеты в общественных местах.

Съемка мероприятий: Елена Чапцева, студент fotoshkola.net
Съемка мероприятий: Елена Чапцева, студент fotoshkola.net

Репортаж может состоять и из одного кадра, но это подойдёт только простому событию, самодостаточному, не требующему дальнейшего раскрытия. Однако чаще всего репортаж предполагает создание серии из нескольких кадров, объединённых одним сюжетом, иначе не получится показать развитие ситуации. Правда, при создании событийного репортажа съёмка проходит в ограниченный период времени и снимки, как правило, располагаются в хронологической последовательности, а в тематическом работа может (хотя и не обязательно) продолжаться большой отрезок времени, исчисляться днями, месяцами и даже годами.

Репортажная фотография: Екатерина Романова, студент fotoshkola.net
Репортажная фотография: Екатерина Романова, студент fotoshkola.net

Помимо того, что каждая фотография в серии обладает своим сюжетом, каждая из них должна дополнять другие, работать на сюжет всей истории. Как вы понимаете, это значительно усложняет работу фотографа.

thumb_359 thumb_320 thumb_407 thumb_272 thumb_338 thumb_338 (1)
После просмотра этой серии не возникает вопросов о сюжете: каждый снимок является кусочком мозаики, который делает историю более интересной и разносторонней.

Из скольких кадров должна состоять серия, сказать невозможно, всё зависит от ситуации. Но в репортаже однозначно должен быть ключевой кадр, который станет стержнем всей истории. Главное требование к нему — он должен быть самым выразительным, ярче всего раскрывать сюжет репортажной истории. Ключевой кадр может находиться как в начале серии, открывая её для зрителя, так и в конце, то есть быть кульминационным моментом. А остальные фотографии просто обрамляют ключевой, дополняя его, выстраивая сюжетную линию.

thumb_219 thumb_219 (1) thumb_219 (2) thumb_339 thumb_339 (1) thumb_600 (4)
Ключевым кадр в этой истории — четвертый. Он стал кульминацией встречи собаки и птицы, а так же является наиболее эмоционально выразительным. Кстати, обратите внимание, как читается сюжет, он совершенно не требует каких-то текстовых комментариев, все и так понятно.

Как вы понимаете, репортаж требует быстрой реакции, умения предвидеть развитие событий, чтобы оказаться в нужном месте. Не говоря уже о доскональном знании техники, умении моментально настраивать камеру, а также интуитивно построении кадра, так как времени на принятие творческого решения будет крайне мало или вообще не будет.

Подготовка к съёмке, создание плана

Если вам кажется, что репортажную съёмку нельзя планировать, то вы ошибаетесь. Безусловно, всё предусмотреть нельзя, но примерный сценарий развития ситуации вам знаком в подавляющем большинстве случаев. Например, вы хотите сделать репортажную серию со дня рождения ребёнка. Правда ведь, что вы знаете основные ключевые моменты: встреча гостей, получение подарков, задувание свечей торта. Как видите, история уже есть, осталось просто дополнить её портретом именинника, а также добавить какие-то ситуативные эмоциональные моменты, которые расскажут об атмосфере праздника. И всё! Или взять что-то более серьёзное, например, соревнования по бегу. Даже непосвящённому в спортивные тонкости человеку ясно, что тут ключевыми кадрами будут: старт, преодоление дистанции, финиш победителя (это, кстати, скорее всего, будет ключевым кадром) и церемония награждения. Это не значит, то нужно отснять только эти фотографии, но уже с этим минимум вы сможете передать событие зрителю. Останется только добавить, как вариант, рукопожатие спортсменов перед стартом — получится очень эмоционально и здорово дополнит историю.

Как снимать репортаж
Как снимать репортаж

Если же речь про тематический репортаж, то вы можете ко всему прочему выбрать нужный вам свет, время года.

Автор: Татьяна Кондакова, студент fotoshkola.net
Автор: Татьяна Кондакова, студент fotoshkola.net

То есть вам нужно до съёмки (дома или по дороге) примерно представить, что будет происходить, что нужно обязательно отснять. Если репортаж предстоит большим, то лучше записать в блокноте и периодически с ним сверяться. Там же можно будет ставить галочки, чтобы не повторяться. А если вы не знаете место съёмки, то попробуйте найти его снимки, чтобы примерно представлять, в каких условиях предстоит работать.

Съёмочный процесс

Планирование, конечно, не отменяет того факта, что вам придётся во время съёмки быть очень внимательным, чтобы не упустить уникальных моментов, которые будут свойственны тому или иному событию. А они обязательно будут!

Несколько советов, которые вам помогут:

  1. Больше смотрите по сторонам и меньше в монитор камеры, чтобы не пропустить нужный момент.
  2. Если речь про событийный репортаж, то стоит узнать у организаторов расписание — так вы сможете уделить время и самому событию, и отснять окружающую его атмосферу, например, зрителей или закулисье подготовки.
  3. Лучше подъехать на событие чуть раньше, чтобы просмотреть место съёмки и прикинуть возможные кадры.
  4. Постоянно двигайтесь во время съёмки, не стоит ждать, что все интересные моменты будут случаться вокруг вас.
  5. Меняйте крупность плана: нужно обязательно сделать общий, чтобы показать общую атмосферу, и не забыть про детали, которые сделают серию более выразительной. Средние и крупные планы чаще всего получаются сами, хотя и про них не стоит забывать.
  6. Не стоит бездумно снимать всё подряд. Так вы можете забыть, что уже снято и упустить действительно важный момент.
  7. Используйте полуавтоматические режимы съёмки, чтобы камера сама подстраивалась под изменение условий.
  8. Если сцены динамичные, то лучше сразу приподнять ИСО, чтобы объекты не получились смазанными.
Репортажная съемка
Репортажная съемка

Анри-Картье Брессон ещё в середине XX века сформулировал понятие «решающий момент». Знаменитый мастер репортажа фотографировал сцену в момент достижения ею максимального эмоционального и динамического напряжения, что придавало снимку наибольшую выразительность. На практике это означает, что любое действие объекта съёмки нужно фотографировать в его пиковый момент, не раньше и не позже.

Репортажная съемка
Репортажная съемка

Кроме того, Анри-Картье Брессон считал, что реальность бесконечна, но фотограф должен выбрать только те решающие моменты, которые максимально значимы для передачи события. При этом если что-то будет пропущено, то серия может получиться неполной, а если перегрузить историю лишними, не решающими моментами, она будет сложнее восприниматься. Как видите, принципы композиции (о лишних объектах в кадре), о которых мы говорили во втором уроке, сохраняются и тут.

Как снимать репортаж
Как снимать репортаж
Отбор фотографий

Этот этап работы с репортажем не менее важен, чем все предыдущие. С какой частотой бы вы ни нажимали кнопку спуска затвора, фотографий всё равно будет больше, чем нужно. Если серия готовится для публикации в газете или журнале, то вряд ли редактор возьмёт больше 10 кадров, тогда как в интернете можно разместить намного больше снимков. В любом случае лучше стремиться к лаконизму. Несколько советов, как сделать вашу фотоисторию смотрибельной:

  1. Безжалостно удаляйте бракованные по экспозиции (если невозможно редактирование) или резкости кадры, даже если они вам нравятся. То же самое и по композиции — тут учитывается не только расположение объектов, но и свет, проработка важных для сюжета объектов.
  2. Сначала лучше выбрать ключевые фотографии, которые вы точно возьмёте и которые станут стержнем истории. А потом обрамите их второстепенными снимками.
  3. В фотоистории не должно быть повторов, дублей или просто похожих фотографий. Иначе однообразие быстро наскучит зрителю и вы его потеряете. То есть из серии дублей нужно выбрать самый лучший снимок. Проще всего это сделать на основании первого впечатления, оно чаще всего правильное. Или можно привлечь постороннего человека, чтобы помог выбрать.
  4. Лучше меньше кадров, но максимально выразительных, чем много, но только лишь неплохих.
  5. После составления серии проанализируйте её: должны присутствовать общие, средние, крупные планы, детали. Если их чередовать, то серия будет смотреться выразительнее. То же самое с вертикальными и горизонтальными фотографиями.
  6. История должна иметь завязку, развитие, кульминацию и завершение. Это самый простой способ построить серию, правда, не всегда он подойдёт, так как фотографии могут быть объединены и каким-то косвенным признаком. Тогда уже вам придётся решать, как разместить фотографии. Важно только, чтобы между фотографиями присутствовала какая-то связь, иначе снимки будут казаться обособленными.
thumb_269 thumb_120 thumb_269 (1) thumb_120 (1) thumb_269 (2) thumb_269 (3) thumb_218 thumb_218 (1) thumb_218 (2) thumb_218 (3) thumb_218 (4) thumb_218 (5)

Нужно быть готовым к тому, что в серии не будет гениального или хотя бы выдающегося кадра. В этом нет ничего страшного на самом деле. Намного хуже, если серия не станет лаконичным и цельным высказыванием.

Съёмка людей

Во время репортажной съёмки вам часто придётся фотографировать людей. Даже если они не являются главным объектами, то все равно будут присутствовать на снимках. Тут есть ряд тонкостей, которые нужно учитывать, чтобы избежать конфликтных ситуаций:

  • Если снимаете человека вплотную, то не стоит это делать вдруг — можете вызвать негативную реакцию. Лучше познакомиться с героем, пообщаться, а уже потом спросить, не против ли он съёмки. Хотя, конечно, тут пострадает естественность. Можно, безусловно, попробовать сделать кадр исподтишка, а если герой заметит, то улыбнуться ему, поблагодарить, в общем, быть вежливым. Возможно, придётся показать кадр или даже удалить его на глазах у портретируемого, чтобы не нагнетать обстановку. И обязательно извиниться. Помните, что вы вторгаетесь в личное пространство человека!
Автор: Наталья Алексеева, студент fotoshkola.net
Автор: Наталья Алексеева, студент fotoshkola.net
  • Если снимаете в поездке, то нужно изучить особенности менталитета жителей той или иной страны. Где-то съёмку воспринимают с радостью, где-то не против, но за деньги (и такое бывает), где-то существуют вполне определённые табу.
Автор: Юрий Герасимов, студент fotoshkola.net
Автор: Юрий Герасимов, студент fotoshkola.net
  • Если снимаете исподтишка, то старайтесь не привлекать к себе внимание резкими жестами, быстрыми движениями. Лучше слиться с толпой. Кстати, в этом поможет и одежда спокойных тонов, без кричащих цветовых акцентов.
  • Большие профессиональные камеры выдают в вас фотографа. Сейчас существует множество фотоаппаратов небольших по размеру, но с хорошим качеством выдаваемого изображения. Если не хотите быть заметным, лучше пользоваться ими.
Обработка серии

Если вы уже умеете обрабатывать снимки и хотите применять эти знания на репортажных кадрах, то тут стоит учитывать одну вещь. Раз уже вы делаете из фотографий рассказ, то снимки должны быть одинаково обработаны. Разные алгоритмы стоит применять, только если фотографии отличаются по свету — он очень сильно влияет на цвета. Тут нужно будет ориентироваться на оттенки-маркеры, то есть те, что присутствуют на всех фотографиях и доминируют в них — цвет неба, травы, одежды главного героя (если он есть). Так фотоистория сохранит цельность.

thumb_188 thumb_188 (1) thumb_138 thumb_282 thumb_208 thumb_312
Выбор техники

Если с выбором камеры, скорее всего, проблем не будет, так как она одна, то с оптикой всё немного сложнее. Часто фотографами используются телеобъективы, так как они позволяют находиться далеко от объектов съёмки, быть незаметными. Кроме того, при наличии возможности зуммировать больше вероятность поймать удачный снимок.

Автор: Елена Несвитайло, студент fotoshkola.net, фокусное расстояние 235мм
Автор: Елена Несвитайло, студент fotoshkola.net, фокусное расстояние 235мм

С другой стороны, использование широкого угла, то есть фокусных от 17 до 35 мм позволяет лучше погрузить зрителя в атмосферу сцены, да и из-за перспективных искажений снимки часто смотрятся динамичнее, объёмнее.

Автор: Гала, студент fotoshkola.net, фокусное расстояние 24мм
Автор: Гала, студент fotoshkola.net, фокусное расстояние 24мм

Истина, как обычно, находится где-то рядом — объективы лучше комбинировать, чтобы подобрать наилучший для конкретной сцены. Тем более что дело не только в зуммировании и незаметности, но и, как вы теперь знаете, в передаче пространства, которое отличается у разных фокусных расстояний. Правда, времени переодевать объективы, скорее всего, не будет, поэтому в этом случае придётся или снимать на две камеры, или одевать самый универсальный.

1 бал2 бала3 бала4 бала5 балов (13 голосов, рейтинг: 4,77 из 5)
Загрузка...

Репортажная съемка. Как фотографировать репортаж: 2 комментария

  1. Я торопыжка по натуре 🙂 и часто , ожидая самый кульминационный момент, немного не дожидаюсь его… делаю снимок чуть раньше. Тут, как у снайпера нужно терпение и выдержка)) И , да, согласна, при проведениии репортажной съемки, нужно иметь примерный план снимков и моментов в голове.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *