Таблица углов обзора фокусных расстояний

Кадр как комплекс. Основы фотографии. 2 ступень: Урок 2

Урок 2: Кадр как комплекс — композиция фото

Чаще всего учебные материалы, посвящённые композиции, обговаривают размещение главного объекта в кадре, использование различных дополнительных приёмов (ритм, симметрия). Но это лишь первый, самый простой уровень. В этом уроке мы будем разбираться с более сложными вещами: как создать на фотографии образ, донести до зрителя задуманный сюжет и настроение.

Если вы не изучали правило третей и прочие простые композиционные приёмы, то рекомендуем ознакомиться с этой статьёй.

Правило третей: соблюдаем и нарушаем

Это правило — очень простой, но достаточно эффективный способ построить гармоничную фотографию. То есть ту, что будет привлекать и задерживать взгляд зрителя. Суть приёма проста: кадр делится на равные трети сначала по вертикали, а потом по горизонтали.

Считается, что точки на пересечении этих линий являются зрительными центрами и главные объекты лучше располагать на них.

Композиция фото - Автор: Анна Воронцова, студент fotoshkola.net
Композиция фото — Автор: Анна Воронцова, студент fotoshkola.net

Правило третей можно использовать не только в пейзаже, но и во многих других жанрах — портрете, натюрморте, репортаже и т.д.

Автор: Мария, студент fotoshkola.net
Автор: Мария, студент fotoshkola.net
Автор: Иван, студент fotoshkola.net
Автор: Иван, студент fotoshkola.net
Автор: Алена Северинова, студент fotoshkola.net
Автор: Алена Северинова, студент fotoshkola.net

Кстати, объекты можно располагать не только на точках пересечения линий, но и на самих линиях. Особенно часто это встречается в портрете.

Автор: Ольга Коломина, студент fotoshkola.net
Автор: Ольга Коломина, студент fotoshkola.net

Впрочем, нужно понимать, что правило третей — это не панацея на все случаи жизни. Очень часто лучше не следовать ему жёстко, достаточно будет просто немного сместить главный объект с центра.

Как видите, в первом варианте лицо расположено прямо на зрительном центре, граница слишком сильно подпирает модель, и из-за этого создаётся ощущение дискомфорта. А во втором варианте всё хорошо: динамика передана, вектор взгляда подчёркнут, но при этом модель смещена со зрительного центра. Впрочем, этот подход работает не только для портрета.

Композиция в фотографии - Автор: Милена, студент fotoshkola.net
Композиция в фотографии — Автор: Милена, студент fotoshkola.net

Фотография — это ведь творчество, а значит, и к композиции нельзя подходить математически, её нужно чувствовать. Чтобы вы начали это делать, нужно много снимать, а также смотреть фотографии мастеров — это прививает вкус, позволяет заложить в память сотни съёмочных ситуаций, которые проявятся, когда вы возьмёте в руки камеру.

Дополнительные композиционные приёмы

Ритм

Этим понятием называют последовательность (более двух) одинаковых по форме объектов. Ритм на самом деле окружает нас повсюду: колонны, фонари вдоль дороги, деревья в парке, различные ограды. Включая его в кадр, вы упорядочиваете пространство снимка, упрощаете его восприятие, а также добавляете динамику.

Одинаковые круги нарезанного фрукта создают ритмический рисунок, при том, что часть из них показаны не полностью.
Автор: Инна Крючкова, студент fotoshkola.net
Автор: Инна Крючкова, студент fotoshkola.net

Нужно только понимать, что ритм — приём вспомогательный, его лучше с чем-то совмещать. Например, в кадре может быть какой-то главный объект, размещённый по правилу третей.

Ритм торчащих из воды палок сочетается с главным объектом - лодкой. Автор: Виктрия Цапу, студент fotoshkola.net
Ритм торчащих из воды палок сочетается с главным объектом — лодкой. Автор: Виктрия Цапу, студент fotoshkola.net

Или один из элементов ритма может отличаться от остальных — это может стать основой для сюжета.

Один из монтажников расположен выше остальных и выбивается из ритма их фигур. Автор: Ирина Голованова, студент fotoshkola.net
Один из монтажников расположен выше остальных и выбивается из ритма их фигур. Автор: Ирина Голованова, студент fotoshkola.net

Симметрия

Идеальная симметрия означает, что половинки кадра в точности повторяют друг друга. Это часто встречается в архитектуре, а также при съёмке с отражением.

Автор: Эвелина Баскова, студент fotoshkola.net
Автор: Эвелина Баскова, студент fotoshkola.net

Симметрия смотрится интереснее, если её ось находится не посередине фотографии. Кроме того, приём можно сделать выразительней, если половинки фотографии похожи, но не идентичны, отличаются в деталях.

Автор: Екатерина Романова, студент fotoshkola.net
Автор: Екатерина Романова, студент fotoshkola.net
Автор: Елена Гришина, cтудент fotoshkola.net
Автор: Елена Гришина, cтудент fotoshkola.net

Линии в  композиции фото

Это один из самых интересный композиционных приёмов, часто встречающийся у признанных мастеров фотографии. Использование линий даёт динамику кадру, а также направляет взгляд зрителя в нужную для вас сторону.

Автор: Марина Маликова, студент fotoshkola.net
Автор: Марина Маликова, студент fotoshkola.net
Если в конце линии будет находится главный объект, то это создаёт ещё больший акцент на нём. Причём это работает не только в пейзаже, но и в других жанрах фотографии.
Автор: Виктор Егоров, студент fotoshkola.net
Автор: Виктор Егоров, студент fotoshkola.net

Многое зависит от направления линий: горизонтальные — более спокойные, умиротворённые, вертикальные подчёркивают высоту объектов. Диагонали тоже отличаются: восходящая линия из левого нижнего угла в правый верхний визуально кажется напряжённее, тогда как нисходящая из левого верхнего угла в правый нижний — более спокойной. Всё это также можно использовать в композиции для создания настроения.

Автор: Ирина Вишнякова, студент fotoshkola.net
Автор: Ирина Вишнякова, студент fotoshkola.net
Автор: Анатолий Ковальчук, студент fotoshkola.net
Автор: Анатолий Ковальчук, студент fotoshkola.net

Передний план, многоплановость в фото

Фотография, по сути, является двумерной, но для того, чтобы она смотрелась максимально выразительно, нужно стараться передать пространство объёмно. Одним из самых распространённых приёмов для этого является включение переднего плана.

На этом снимке есть три плана: передний (ветки в размытии), средний (героиня) и дальний (деревья на фоне) Автор: Сергей Павлов, студент fotoshkola.net
На этом снимке есть три плана: передний (ветки в размытии), средний (героиня) и дальний (деревья на фоне) Автор: Сергей Павлов, студент fotoshkola.net

Чаще всего такое сочетание, то есть передний, средний, дальний планы, используют в пейзаже, создавая максимально объёмное изображение. Причём главный объект может находиться на любом из планов.

Автор: Марина Маликова, студент fotoshkola.net
Автор: Марина Маликова, студент fotoshkola.net

В заключении хочется сказать, что все эти приёмы можно совмещать, но не стоит перегружать фотографии всеми. Достаточно будет двух-трёх, чтобы ваш снимок смотрелся выразительно и гармонично.

Сюжет в фотографии

Есть шутка про чукчу, который поёт про всё, что видит. Вот так и люди, которые обладают камерой, но не знают о законах композиции, не задумываются о том, что хотят показать, просто выхватывают кусочки реальности. Этим они отличаются от фотографов, которые на своих снимках создают истории. Например, можно привезти из отпуска такую фотографию:

Что мы видим на снимке? Есть констатация внешности людей и…. пожалуй, всё. Ни где они были, ни настроения — ничего этого не передано. А ведь можно было сделать примерно такой кадр:

Согласитесь, что на этом кадре уже значительно больше подробностей: есть позитивное настроение, эмоция (при том, что лица почти не видны), можно предположить, что подруги отдыхают после дневного путешествия (как вариант). И даже ещё дальше можно фантазировать, придумывать целые истории про героинь фотографии. И это уже совсем другой уровень!

Или такой городской пейзаж
Или такой

Непонятно, да? Нет ни настроения, ни какого-то сюжета, даже не ясно, что это за город — просто общий план. Автор попытался показать всё сразу, попробовал объять необъятное. А если так:

Уютная улочка в каком-то старинном городе, видимо, утро, возможно, вот-вот откроется кафе или оно уже открыто и ждёт первых посетителей — как видите, конкретики гораздо больше и снимок уже смотрится намного интереснее. При том, что остаётся место для фантазии.

В портрете, кстати, то же самое.

Можно ведь просто передать внешность человека
А можно показать его настроение, раскрыть его характер. Согласитесь, что по этому кадру о ребёнке можно сказать намного больше

Резюмируя, важно, чтобы фотография заставляла зрителя думать, фантазировать, сопереживать — этим художественный снимок будет отличаться от бытового. Это и предполагают, когда говорят, что у фотографии есть сюжет. Только не стоит представлять его в виде излишне конкретизированной истории. Тут нужно поймать баланс между бессюжетностью и подачей, что называется в лоб. Например, можно разобрать этот снимок:

Автор: Дмитрий Аликин, студент fotoshkola.net
Автор: Дмитрий Аликин, студент fotoshkola.net
Что мы видим на этой фотографии? Церковь. Как мы этом понимаем? Есть алтарь, есть главный объект, икона, которая выделена отдельно от остальных объектов. Кроме того, на сюжет полумрак, который свойственен помещению храма. И всё — этого хватило, чтобы определить место действия. Кроме того, присутствует луч света, который падает на икону. Он не только выделяет её, но и даёт выразительность сюжету. Уже можно размышлять на тему религии и тут уже каждый зритель найдёт что-то своё. Главное, что сделал автор — создал рамки для этого размышления, направил зрителей. Это и есть хороший пример создания истории на фотографии.

Теперь же перейдём к тому, как же добиваться этого.

Главный объект: зачем нужен и как его выделить

Важно понимать, что кадр — это не просто набор случайных объектов. В первую очередь, он — система, механизм, каждая из частей которого работает на общую задачу, каждая из деталей которого связана с остальными. Такой подход необходим для того, чтобы вы могли с помощью фотографий донести до зрителя нужный вам сюжет, историю, настроение. То есть сначала вы должны сами чётко понять, что именно вы хотите снять, какую историю рассказать зрителю, какую эмоцию донести. Этот момент — краеугольный камень, так как, фотографируя «просто так», без цели, без понимания, вы рискуете сделать непонятный зрителю кадр.

И первым дело, вам нужно определить главный объект, который является основой фотографии, её стержень. Он нужен для того, чтобы сфокусировать внимание зрителя, иначе его взгляд может начать блуждать по снимку. Кроме того, основной элемент помогает определить, что именно вы хотите показать, о чём рассказать на фотографии.

Попробуйте убрать отсюда главный объект, то есть ребенка, останется ли снимок таким же интересным, а сюжет понятным?
Автор: Юлия Тарасова, студент fotoshkola.net
Автор: Юлия Тарасова, студент fotoshkola.net

То есть главный объект должен быть самым говорящим и выразительным из всех присутствующих на снимке деталей — это крайне важный момент, нужно учиться выбирать то, что привлечёт внимание зрителя. Эта же мысль подводит нас к тому, что основной элемент должен выделяться на фотографии. Если мы снимаем какую-то минималистичную сцену, где, кроме него, ничего нет, то проблема отсутствует. Например, как на этой фотографии:

Автор: Олег Скворцов, преподаватель fotoshkola.net
Автор: Олег Скворцов, преподаватель fotoshkola.net

Но так компоновать кадр не всегда получится, как правило, объектов значительно больше. Первый и самый простой способ выделить главный объект — размером, то есть он должен быть самым большим на фотографии.

Автор: Юлия Соколова, студент fotoshkola.net
Автор: Юлия Соколова, студент fotoshkola.net

Еще один способ выделения — уникальность. То есть главный объект должен резко отличаться от остальных элементов фотографии.

Автор: Дэрия, студентка fotoshkola.net
Автор: Дэрия, студентка fotoshkola.net

Не стоит забывать и про цвет: лучше располагать главный объект на контрастном по оттенку заднем плане, чтобы он не сливался с ним. Иначе зритель может запутаться, не понять, что именно вы хотели ему показать.

Вода светлая и выделяется на темном фоне Автор: Людмила, студент fotoshkola.net
Вода светлая и выделяется на темном фоне Автор: Людмила, студент fotoshkola.net

Тут можно пойти дальше и использовать цветовой акцент, то есть главный объект должен резко отличаться от фона по оттенку.

Автор: Мария Лебедева, студент fotoshkola.net
Автор: Мария Лебедева, студент fotoshkola.net
Кстати, тут есть и обратная сторона медали: в окружении главного объекта не должны присутствовать элементы, которые ярче по цвету, чем он.

Еще один способ выделения — акцент светом, то есть основной элемент должен быть лучше освещён, чем окружение.

Автор: Наталья Давыдова, студент fotoshkola.net
Автор: Наталья Давыдова, студент fotoshkola.net

Ну и последний способ: сделать акцент на главный объект с помощью размытия заднего плана.

Автор: Юлия Фишер, студент fotoshkola.net
Автор: Юлия Фишер, студент fotoshkola.net
Окружение главного объекта

Как вы уже выяснили, снимок — это система, комплекс. Простой пример: если вы соберёте много деталей от разных механизмов, то, скорее всего, из них не получится собрать что-то работающее. Более того, даже если вы попытаетесь собрать автомобиль из запчастей от разных машин, то и тут вас вряд ли ждёт удача — поехать-то, может, и поедет, вопрос только, как далеко.

По большому счёту, работа фотографа заключается в том, чтобы отсечь лишнее из фотографии. Для этого нужно оценить окружение главного объекта и понять, что именно поможет вам раскрыть его, что будет работать на сюжет. Как это сделать? В первую очередь выбрать по стилистике. Например, если вы хотите сделать кадр со старинной архитектурой, то значит, нужно убрать из кадра современные постройки. Если сюжет деревенский, то и подбор объектов должен быть соответствующим

Автор: Татьяна Слаутина, студент fotoshkola.net
Автор: Татьяна Слаутина, студент fotoshkola.net

Или, допустим, вы хотите сделать позитивный детский портрет: в этом случае вряд ли на фоне будут понятно смотреться какие-то или ржавые конструкции — с ними история станет совершенно другой, возможно, не менее интересной, но явно не позитивной. А вот сделать кадр на фоне детской площадки или на карусели — это то, что нужно.

Автор: Елена Тимофеева, студент fotoshkola.net
Автор: Елена Тимофеева, студент fotoshkola.net

Авторы всех фотографий выше добились того, что пояснения к фотографиям не нужно, разве что небольшое уточнение, немного конкретики, но это не совсем обязательно. К этому и нужно стремиться!

Как убирать лишнее из кадра

Чем больше объектов в кадре, тем сложнее его воспринимать — это факт. Правда, он совсем не означает, что нужно всегда стремиться к крайней лаконичности, минимализму. Просто старайтесь ограничить их количество. К сожалению, точного числа тут назвать просто невозможно, каждый кадр нужно рассматривать индивидуально. Но если вы уберёте всё мешающее и ненужное, то в большинстве случаев, кадр не получится перегруженным. Теперь разберём несколько способов, как этого добиться:

1) Если видите, что с выбранной точки съёмки в кадр попадает много лишнего, то попробуйте обойти объект и снять его с другой стороны. Так же можно опускать камеру ниже, снимать сверху, отходить и подходить. В общем, нужно двигаться, пробовать разные ракурсы, чтобы найти самый лучший. После первого кадра останавливаться ни в коем случае нельзя!

2) Смена фокусного расстояния. Дело в том, что она означает не только приближение или отдаление, то есть зуммирование: с увеличением ФР уменьшается угол обзора, и, соответственно, в кадр попадает меньше лишнего.

Таблица углов обзора фокусных расстояний
Таблица углов обзора фокусных расстояний

То есть если вы отойдёте дальше от снимаемого объекта и увеличите фокусное расстояние, то пространства вокруг главного объекта будет захвачено меньше. При том, что его масштаб, занимаемая площадь в кадре не изменится.

24мм
24мм
70мм
70мм

Чуть раньше мы говорили с вами о выделении главного объекта с помощью размера, так вот фокусное расстояние можно использовать и тут. На малых ФР, если расположить главный объект на переднем плане, он будет визуально увеличен по отношению к заднем плану, будет казаться больше, чем он есть. А с увеличением фокусного расстояния этот эффект будет становиться всё менее заметным.

Автор: Владимир Семенов, студент fotoshkola.net
Автор: Владимир Семенов, студент fotoshkola.net
Благодаря маленькому фокусному (18мм), маленький цветок на переднем плане получился размером с деревья на заднем.

3) Этот способ один из самых простых, многие фотографы используют его, даже не подозревая, что ему есть теоретическое обоснование. Речь идет о крупности плана, которая бывает нескольких видов:

а) Общий план — в кадре охвачено больше количество пространства, главный объект, скорее всего, занимает небольшую часть снимка. То есть основной элемент и окружающее пространство показываются без детализированности, даётся общая информация.

Автор: Martin Good / Shutterstock.com
Автор: Martin Good / Shutterstock.com

б) Средний план уже позволяет показать главный объект более детализированно, видны его подробности, но при этом окружение включено в кадр достаточно активно и влияет на сюжет.

Автор: Martin Good / Shutterstock.com
Автор: Martin Good / Shutterstock.com

в) Крупный план практически исключает окружение главного объекта, но при этом он сам раскрывается во всей полноте.

г) Сверхкрупный план, деталь используется, если у главного объекта есть фрагмент, способный раскрыть его максимально полно и выразительно.

Выбор крупности плана обусловлен в первую очередь снимаемым объектом и его окружением, их сильными и слабыми сторонами. То есть перед тем, как сделать кадр, нужно проанализировать, что вы фотографируете, понять, что для вас важнее и выгоднее: показать связь главного объекта с его окружением (если это имеет выразительность) или сосредоточить внимание зрителя на деталях главного объекта. Готового алгоритма на все случаи жизни тут быть не может, поэтому каждый раз вам придётся делать творческий выбор. Главное не забывать, что рамка кадра — это тоже композиционный инструмент, с помощью которого вы вычленяете нужное для создания сюжета, а ненужное оставляете вне фотографии.

Цвет в фотографии

Цвет наряду с композицией является одним из самых мощных творческих инструментов. Многие люди, подбирая гармоничные оттенки в одежде или для интерьера при ремонте, не задумываются о том, что точно этим же занимаются фотографы. И они, и дизайнеры используют в работе вот такой цветовой круг:

Работать с ним достаточно просто. Например, сочетание находящихся рядом оттенков будет смотреться не только гармонично, но и достаточно спокойно, не контрастно.

Автор: Анастасия Трофимова, студент fotoshkola.net
Автор: Анастасия Трофимова, студент fotoshkola.net

Если же цвета находятся на противоположных сторонах круга, то сочетание получится достаточно агрессивным — такая пара называется комплиментарной. Например, совмещение красного и зелёного.

Автор: Тарас Боровко, студент fotoshkola.net
Автор: Тарас Боровко, студент fotoshkola.net

Менее активным будет сочетание цветов, расположенных в соседних четвертях цветового круга (красный и синий, зелёный и жёлтый) — такие союзы оттенков называются родственно-контрастными.

Автор: Юрий Малетин, студент fotoshkola.net
Автор: Юрий Малетин, студент fotoshkola.net

Ну и классической цветовой схемой является цветовая триада — сочетание трёх оттенков, расположенных так, что при соединении их линиями образуется равнобедренный треугольник. Например, синий, желтый и красный.

Тут синий ушел скорее в фиолетовый , но добиться 100-процентного попадания сложно, чуть-чуть можно отходить от цветового круга.
Автор: Мария Овсянникова, студент fotoshkola.net
Автор: Мария Овсянникова, студент fotoshkola.net

Как вы, наверное, знаете, цвета также можно разделить на холодные и тёплые. И это тоже можно использовать, чтобы подчеркнуть сюжет, его настроение.

Автор: Марина Маликова, студент fotoshkola.net
Автор: Марина Маликова, студент fotoshkola.net

Не стоит забывать и о психологии цвета — вы ведь создаёте фотографию для людей, а значит, заложенные в кадр сочетания будет оказывать на них влияние, что можно использовать. Например, красный, оранжевый, жёлтый действуют возбуждающе, зелёный с синим успокаивающе, а чёрный, серый и фиолетовый — угнетающе. То есть, зная какого настроения вы хотите добиться на фотографии, можно подобрать соответствующие оттенки.

Автор: Анна Андрюшкина, студент fotoshkola.net
Автор: Анна Андрюшкина, студент fotoshkola.net

Говоря о цвете, хочется упомянуть и чёрно-белую фотографию. Плюс её в том, что композиция значительно упрощается, так как убирается цвет. Но просто так применять ЧБ — это не самое разумное решение, монохром должен быть оправдан. Например, с его помощью можно подчеркнуть линии, ритмы и другие композиционные приёмы.

Автор: Роман Афанасьев, студент fotoshkola.net
Автор: Роман Афанасьев, студент fotoshkola.net

Кроме того, с помощью ЧБ мы можем обратить внимание зрителя на форму объектов. Но тут важно, чтобы она была интересной, выразительной.

Автор: Светлана Торгашева, студент fotoshkola.net
Автор: Светлана Торгашева, студент fotoshkola.net

Но нужно не забывать, что цвет играет отделяющую функцию, то есть из-за разницы в оттенках объекты не сливаются друг с другом. Поэтому, если на фотографии много элементов, вы рискуете получить «кашу».

Заключение

Удивительное свойство композиции заключается в том, что с её помощью даже самые обычные сюжеты могут смотреться интересно и художественно. В качестве примера приведу снимок студента Фотошколы:

Обычная консервная банка за счёт подобранного ракурса смотрится весьма необычно и, что удивительно, гармонично окружающему пространству, хотя по факту она — забытый кем-то мусор, то есть должна вызывать, скорее, негативные эмоции.
Автор: Александр Явшев, студент fotoshkola.net
Автор: Александр Явшев, студент fotoshkola.net

И ещё хочется сказать следующее: правила и алгоритмы, описанные в этом уроке, хоть и подходят в большинстве случаев, однако это не значит, что им нужно следовать всегда. Существуют неисчислимое множество съёмочных ситуаций, среди которых, безусловно, могут встретиться те, что не впишутся в какие-то общепринятые «правила». Но это и не нужно, так как опять-таки фотография — это творчество, а значит, отступления и эксперименты возможны. Главное, чтобы они были оправданы и могли быть восприняты зрителем. Ведь именно для него вы создаёте фотографии.

1 бал2 бала3 бала4 бала5 балов (6 голосов, рейтинг: 4,67 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *