Автор: Елена Пельтек, студент fotoshkola.net

Режимы съемки: для чего каждый из них нужен

Если вы купили зеркальную или гибридную камеру — значит, хотите получить максимум творческой свободы от вашего фотоаппарата. Например, большинство компактов умеют снимать лишь в автоматическом режиме. Количество режимов съемки у зеркалки значительно больше! В этом уроке мы попробуем не просто разобраться, как работает тот или иной режим, но и научимся использовать разные режимы съемки для решения ваших творческих задач.

thumb_400

Все доступные режимы съемки обозначены на специальном колесе не верхней панели камеры (или в единичных случаях выбираются в меню фотоаппарата). С зеленым (автоматическим) режимом вы уже знакомы. В данном режиме камера делает за фотографа все: фокусируется, измеряет экспозицию, устанавливает баланс белого и светочувствительность, включает или не включает вспышку… Авторежим хорош до тех пор, пока ваше видение будущего кадра совпадает с видением автоматики камеры. Но так бывает далеко не всегда…

Программный режим (P)

Простым выходом из ситуации может быть так называемый программный режим (обозначается буквой P). По своей сути он тоже является автоматическим. Но в работу автоматики можно вмешаться. Например, светочувствительность и баланс белого можно установить вручную. Вспышка будет использована только в том случае, если вы ее включите. А вот выдержка и диафрагма подбираются автоматически. Но и тут простор для творчества. При помощи управляющего колеса их значение можно изменять. При этом меняется как выдержка, так и диафрагма: при увеличении выдержки диафрагма закрывается, при уменьшении — открывается, сохраняя все время верную установку экспозиции.

Программный режим является самым простым для освоения режимом съемки. Его удобно использовать при съемке на прогулке или в путешествии, когда куда важнее фиксация момента на память, нежели использование тех иных творческих приемов. Он позволяет практически не задумываться над установками разных параметров, но при этом в любой момент вы можете контролировать все настройки.
Режим приоритета диафрагмы (A)

В одном из последующих уроков мы еще обязательно поговорим про функции диафрагмы. Пока же, забегая вперед, вкратце разберемся, для чего она нужна в объективе. Не только для ослабления светового потока. Диафрагма также позволяет изменять глубину резкости. Если сфокусироваться на каком-либо объекте, то пространство за ним и перед ним может получиться размытым. Замечали? Так вот степень размытия зоны нерезкости зависит от диафрагмы. Чем мы сильнее ее закроем, тем резче будут контуры в зоне нерезкости. Эффект, как будто вы зажмурили глаза. И, соответственно, наоборот: для съемки портрета с размытым фоном имеет смысл максимально открыть диафрагму.

thumb_218
f/1,4
thumb_218 (1)
f/2,8
thumb_218 (3)
f/2
thumb_218 (4)
f/4
thumb_218 (5)
f/5,6
thumb_218 (6)
f/8
thumb_218 (7)
f/11
thumb_218 (8)
f/16
thumb_218 (9)
f/22

Особенно удобно управлять ею в режиме приоритета диафрагмы. Изменение диафрагмы осуществляется при помощи управляющего колеса. Выдержку автоматика камеры подбирает автоматически. Светочувствительность можно задавать как вручную, так и отдать на откуп автоматике. То же самое с балансом белого. Главная тонкость при съемке в режиме приоритета диафрагмы — не забывать контролировать выдержку. Если вы захотите сделать фон максимально резким и сильно закроете диафрагму (например, до значения f/16), то света на матрицу будет попадать совсем мало. Выдержка может получиться слишком длинной, и фотография размажется. Так что не расслабляйтесь.

И еще одна небольшая тонкость: в зависимости от значения диафрагмы может меняться и резкость изображения. На открытой диафрагме почти все объективы демонстрируют более низкую резкость, чем на закрытой до f/8-f/11. В то же время, жадничать тоже не стоит. Из-за дифракции после f/11 также наблюдается снижение резкости изображения. Так что на практике вы скорее всего будете использовать диафрагмы до f/11.

thumb_339
Диафрагма f/8
thumb_339 (1)
Диафрагма f/22

Кстати, для многих фотографов режим приоритета диафрагмы является основным в работе.

Режим приоритета выдержки (S)

Однако, есть случаи, когда контролировать приходится не диафрагму, а выдержку. Это актуально, когда вы работаете со сверхкороткими или наоборот с относительно длинными выдержками. В этом случае логично будет использовать режим приоритет выдержки. Ее вы будете устанавливать управляющим колесом камеры, а значение диафрагмы камера будет подбирать сама. И здесь тоже нужно быть внимательным и иногда поглядывать на значение диафрагмы. Если ее обозначение в видоискателе или на дисплее начинает мигать, значит в условиях данной освещенности установленная вами выдержка не может быть обеспечена: света или слишком мало, или слишком много.

thumb_400 (1)
thumb_400 (4)

А теперь давайте разберемся, как же применять этот режим на практике. Ну, например, если вы хотите заморозить движение, то нужно вести съемку с очень короткой выдержкой. Включите режим приоритета выдержки, поставьте ISO в районе 400 единиц (если света мало, то может понадобиться и еще более высокое значение), установите выдержку в пределах 1/2000-1/4000 и попробуйте снять какое-то быстрое действие. Например, вылейте воду из стакана. Помните, что света для этого понадобится много. Желательно снимать подобные сюжеты в солнечный день.

thumb_600

Есть и другая крайность — длинные выдержки. Если поставить камеру на штатив, направить ее на вечернее или ночное шоссе и снять с длинной выдержкой, то свет фар машин сольется в один сплошной поток. А может, их фары оставят на фотографии лишь короткие полоски. Это зависит от длины выдержки (от 2-3 до 30 секунд). Естественно, снимать такие сюжеты удобнее всего в режиме приоритета выдержки.

thumb_400 (2)
Выдержка 30 секунд

Удобно использовать режим приоритета выдержки при съемке с проводкой. Вы наверняка видели снимки, где движущийся объект в кадре выглядит резким, а задний план размыт в движении. Например, в рекламе так часто снимают автомобили. Но вместо автомобиля можно использовать абсолютно любой движущийся мимо вас объект.

thumb_600 (1)

Установите выдержку в пределах от 1/15 до 1/125 секунды (впрочем, она может меняться и в больших пределах в зависимости от условий съемки). Сфокусируйтесь на движущемся объекте и ведите его в поле кадра таким образом, чтобы положение объекта относительно границ кадра не менялось. Затем, не переставая вести объект, нажмите кнопку спуска. Из-за движения камеры задний план размоется. А главный объект останется резким. Ведь он относительно границ кадра не двигался. И еще раз: когда в видоискателе станет темно и начнется экспонирование, не переставайте вести камеру с той же скоростью и в том же направлении, как и до нажатия кнопки спуска.

Ручной режим (М)

Если вам скажут, что все профессионалы пользуются только ручным режимом — не верьте. Профессиональные фотографы используют тот режим, который им удобнее. А в использовании ручного режима есть как плюсы, так и минусы. Плюсы в том, что вы держите под контролем и длину выдержки, и значение диафрагмы. Выдержка выставляется управляющим колесом, а для установки диафрагмы дополнительно нужно зажать кнопку экспокоррекции.

thumb_300
Кнопка экспокоррекции

Минус в том, что всегда нужно следить за показаниями экспонометра, чтобы кадр был правильно проэкспонирован, не был слишком темным или слишком светлым. Экспонометр у вас всегда отображается в видоискателе или на дисплее камеры. Если света слишком мало, то указатель на экспонометре будет мигать у края шкалы со знаком “минус”. Увеличивайте выдержку или открывайте диафрагму до тех пор, пока указатель экспонометра не подойдет к центру шкалы. Аналогично, если указатель экспонометра мигает у края шкалы со знаком “плюс”, то света слишком много: закрывайте диафрагму или укорачивайте выдержку.

thumb_220
Ручной режим, недодержка
thumb_220 (1)
Ручной режим, верная экспозиция
thumb_220 (2)
Ручной режим, передержка
На практике ручной режим применяется чаще всего в тех случаях, когда для настройки камеры есть достаточно времени, а съемка проводится в сложных световых условиях. Удобно, например, использовать ручной режим для предметной съемки, для натюрмортов. Не обойтись без ручного режима и при ночной фотосъемке. Показаниям экспонометра ночью доверять не стоит. И лучшие результаты можно получить методом проб и ошибок, экспериментируя с разными выдержками и тут же просматривая результаты на дисплее камеры.

Все остальные режимы съемки являются полуавтоматическими или автоматическими. Они представляют мало возможностей для творчества, подчиняя фотографа автоматике камеры.

Сюжетные программы
thumb_400 (3)

Многие любительские зеркалки и гибридные камеры имеют набор сюжетных программ: съемка без вспышки, портрет, пейзаж, макро, спорт, ночной портрет. В данных режимах камера автоматически задействует те настройки, которые наиболее подходят для типовых сюжетов: для пейзажа закрывается диафрагма, для портрета она наоборот — максимально открывается, для спортивной съемки уменьшается выдержка. А вот макрорежим в зеркалках и гибридных камерах сильно отличается от того, что вы привыкли видеть в компактах. В нем нельзя снять насекомое или цветок ближе и крупнее, чем в обычном режиме. Ведь масштаб съемки в случае с зеркальной или гибридной камерой зависит только от объектива. В макрорежиме камера лишь чуть сильнее закрывает диафрагму, чтобы весь снимаемый цветок попал в глубину резкости.

Все те же самые настройки, которые предлагают сюжетные программы, можно выставлять в камере вручную, немного поразмыслив над снимаемым сюжетом. Фотографируя в режиме приоритета выдержки или диафрагмы, вы уже через неделю съемок получите достаточный опыт, чтобы забыть об автоматическом режиме и сюжетных программах, а ваши снимки станут более осмысленными и более качественными.

1 бал2 бала3 бала4 бала5 балов (2 голосов, рейтинг: 5,00 из 5)
Загрузка...

Режимы съемки: для чего каждый из них нужен: 1 комментарий

  1. Совсем недавно приобрела свою первую зеркалку. Пока разобралась только с режимом Р, но и то еще много в нем возможностей, которые нужно пробовать и пробовать, до остальных еще не дошла, но ваши рекомендации очень понятные, теперь с ними дело пойдет быстрее)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *