Натюрморт и теория света. Основы фотографии. 2 ступень: Урок 3

Урок 3: Натюрморт и теория света

Текст урока

Начиная с этого урока, мы будем изучать жанры фотографии и их особенности. Первым будет натюрморт — интереснейший жанр, посвящённый изображению неодушевлённых предметов. Плюс натюрморта в том, что фотографировать его можно везде, даже дома. Да вы, наверное, не раз это делали, снимая цветы, книги или шашлыки на природе. Просто теперь мы разберёмся, как сделать такие снимки художественными.

Но сначала будет небольшое вступление про тему, которая важна для любого жанра — свет и его влияние на выразительность фотографии. Изучать его можно на примере любого жанра, просто в сочетании с натюрмортом это получится наиболее понятно и эффективно.

Свет. Светотеневой рисунок.

Фраза про то, что фотография — это светопись, уже порядком набила оскомину. Однако свет действительно имеет важнейшее значение! Только он интересует фотографов не как физическое явление, а как создатель светотеневого рисунка — сочетание освещённых и затенённых областей на объектах, если просто. Он важен для фотографии тем, что создает эффект трёхмерности, при том, что сама фотография является, по сути, двумерной. Убедиться в этом можно, если вспомнить, как учат детей рисованию. Сначала они рисуют простую фигуру, например квадрат:

Плоский объект
Плоский объект

Эта фигура, как видите, получается плоской. Чтобы она смотрелась объёмнее, дорисовываются грани.

Объемный объект
Объемный объект

Объёмнее смотрится? Безусловно. Но всё равно остаётся ощущение неестественности. А теперь добавляем тени, как будто на фигуру под углом падает свет.

Объемный объект с освещением
Объемный объект с освещением

Теперь объект смотрится действительно объёмно и максимально полно. Вот и в фотографии то же самое, просто светотеневой рисунок не наносится на холст или бумагу, а формируется с помощью расположения объекта съёмки относительно источника света.

Ещё один момент, который нужно понимать, это составляющие светотеневого рисунка. Их хорошо видно на этой иллюстрации:

светотеневой рисунок
светотеневой рисунок

Не обязательно, чтобы все они присутствовали на фотографии: например, теней может и не быть, но тогда обязательно должны присутствовать полутени. Так же могут отсутствовать рефлекс и падающая тень. Но большая часть составляющих светотени должны присутствовать, иначе снимок будет смотреться неестественно, не объёмно.

Как вы можете видеть сами, тут есть блики на вазе, светлые тона на цветах, полутени на всех объектах и тени на фоне.
Автор: Елена, студент fotoshkola.net
Автор: Елена, студент fotoshkola.net

Наличие тех или иных составляющих светотеневого рисунка, его характер зависит от того, под каким углом падает свет. Самый простой и очевидный вариант — расположить объекты так, чтобы получилось 45 градусов к оси съёмки. Это первый вариант, который стоит пробовать, подойдёт в большинстве случаев.

Автор: Владимир Баранцев, студент fotoshkola.net
Автор: Владимир Баранцев, студент fotoshkola.net

Впрочем, единого рецепта тут нет, всё зависит от сюжета, объекта съёмки, его формы, особенностей рельефа. Если менять угол падения света, то и объект будет восприниматься по-другому, поэтому с расположением источника света можно и нужно экспериментировать. Например, стоит попробовать расположить источник света, чтобы тот падал под углом 90 градусов к оси съёмки.

Автор: Ирина Голованова, студент fotoshkola.net
Автор: Ирина Голованова, студент fotoshkola.net

Или вообще за объектом: в этом случае теряется объёмность, но это оправдывается получением силуэта.

Автор: Фарах Гасымзаде, студент fotoshkola.net
Автор: Фарах Гасымзаде, студент fotoshkola.net

Свет, идущий сверху, это тоже один из вариантов.

Автор: Оксана Саранова, студент fotoshkola.net
Автор: Оксана Саранова, студент fotoshkola.net

Наверняка у вас появился вопрос, а как же выбрать угол падения света? Единого алгоритма тут нет, принимать решение предстоит каждый раз и оценить удачность или неудачность придётся визуально, то есть просто смотреть — хорошо получилось или плохо, сравнивать разные варианты, выбирать сначала на уровне «нравится или не нравится». А со временем вы уже начнёте при взгляде на объект понимать, как его лучше осветить, чтобы добиться того или иного сюжета.

Свет как настроение

В предыдущем уроке вы узнали, что цвет может влиять на настроение фотографии. Однако это может делать и свет. Для начала немного теории о видах светотеневого рисунка. По количеству полутонов (то есть области перехода из света в тень) он бывает мягкий и жёсткий.

При жёстком свете полутеней практически нет, граница между светом и тенью резкая
Автор: Ирина Сиротова, студент fotoshkola.net
Автор: Ирина Сиротова, студент fotoshkola.net
При мягком — свет плавно переходит в тень, полутени занимают достаточно большую площадь.
Автор: Laima Gri, студент fotoshkola.net
Автор: Laima Gri, студент fotoshkola.net

Жёсткость света зависит от нескольких факторов:

  1. Чем больше источник света относительно объекта съёмки, тем мягче получится свет.
  2. Чем дальше объект находится от источника, тем свет жёстче.

Кроме того, свет можно разделить по разнице экспозиции между светом и тенью: чем она больше, тем свет считается контрастнее.

Контрастный свет

Автор: Елена Пельтек, студент fotoshkola.net
Автор: Елена Пельтек, студент fotoshkola.net

Неконтрастный свет

Автор: Ирина Сиротова, студент fotoshkola.net
Автор: Ирина Сиротова, студент fotoshkola.net

Контрастным свет будет, если он напрямую воздействует на объект. При отражении, рассеивании (облачным небом или даже листом бумаги перед источником света) контрастность будет падать.

А теперь попытаемся понять, можно ли типом света влиять на настроение на фотографии. Безусловно! Например, если вы хотите создать лёгкий, романтичный снимок, то вам понадобится мягкий неконтрастный свет.

Если в кадре преобладают светлые тона, то получается так называемый «высокий ключ»
Автор: Анна Краукле, студент fotoshkola.net
Автор: Анна Краукле, студент fotoshkola.net

Если же вам нужен драматизм, даже депрессивность, то тут пригодится жёсткий контрастный свет в сочетании с преобладанием тёмных тонов.

Такая техника съёмки называется «низкий ключ»
Автор: Екатерина Молчанова, студентка fotoshkola.net
Автор: Екатерина Молчанова, студентка fotoshkola.net

Контрастные тени можно использовать и для создания достаточно позитивных кадров, но тогда уже есть требования к цветам, которые должны быть яркими.

Автор: Кирилл Сибирихин, студент fotoshkola.net
Автор: Кирилл Сибирихин, студент fotoshkola.net

Принципы работы со светом, которые описаны в этом уроке, применимы не только к натюрморту, но и к остальным жанрам фотографии. Поэтому эти знания пригодятся вам и дальше, причём не раз. Ну а теперь, когда мы разобрались с этой важной темой, переходим к особенностям съёмки натюрморта.

Выбор сюжета и подбор объектов

Как вы уже знаете из предыдущего урока, фотография рождается из образа, который возник в голове. То есть сначала вы должны придумать, что хотите снять, что показать, какую историю рассказать зрителю. Отправной точкой может стать какой-то сюжетный образ, например, «завтрак», религиозная тематика, фруктовый натюрморт. И уже под эту тему подбираются объекты.

Автор: Владимир Тобольский, студент fotoshkola.net
Автор: Владимир Тобольский, студент fotoshkola.net

Кроме того, можно отталкиваться от какого-то конкретного объекта, который захотелось сфотографировать. И под него подбираются другие элементы, фон, свет и так далее.

Автор: Елена, студент fotoshkola.net
Автор: Елена, студент fotoshkola.net

Сюжетом может стать и абстракция, сочетание форм и цветов.

При этом объекты всё равно должны быть гармоничны.
Автор: Тарас Квакуш, студент fotoshkola.net
Автор: Тарас Квакуш, студент fotoshkola.net

Ещё одним способом сделать натюрморт интересным является одушевление неодушевлённых предметов. Причём выбор их может быть весьма неожиданным.

Автор: Елена Артюшина, студент fotoshkola.net
Автор: Елена Артюшина, студент fotoshkola.net

Это крайне сложно придумать и воплотить, но зато результат будет впечатляющим!

Автор: Елена Пельтек, студент fotoshkola.net
Автор: Елена Пельтек, студент fotoshkola.net

Главный объект в натюрморте играет важную роль, создавая стержень, вокруг которого располагаются остальные элементы. Принципы выделения главного объекта и построения снимка в целом в этом жанре ничем не отличаются от описанных во втором уроке. Тут стоит только упомянуть, что основной элемент не обязательно должен быть вычурным, броским. Простые и лаконичные вещи смотрятся, чаще всего, намного лучше.

Автор: Елена Пельтек, студент fotoshkola.net
Автор: Елена Пельтек, студент fotoshkola.net

Главный объект может быть как единственным на фотографии…

Автор: Елена Гришина, студент fotoshkola.net
Автор: Елена Гришина, студент fotoshkola.net

…так и окружённым второстепенными элементами. Важно тут не перегрузить снимок деталями, пусть их будет не очень много.

Автор: Ирина Туманова, студент fotoshkola.net
Автор: Ирина Туманова, студент fotoshkola.net

И важно, чтобы второстепенные элементы формировали сюжет вместе с главным объектом. Не пытайтесь, по крайней мере на первых порах, включить в кадр совершенно разные объекты, так как есть большой риск запутаться самому и запутать зрителя. Да и тема не должна быть слишком общей: можно, конечно, попробовать сделать натюрморт с сюжетом «Времена года», но либо объектов будет много (нужно ведь каждое время раскрыть), либо сюжет будет сложно читаться. Лучше разбить, сделать отдельно летний, осенний, зимний, весенний натюрморты.

Автор: Елена Кружкова, студент fotoshkola.net
Автор: Елена Кружкова, студент fotoshkola.net
Выбор фона

Так как объекты в натюрморте располагаются на ограниченном пространстве, задний план чаще всего делается однородным, чтобы не отвлекать внимание и не перегружать фотографию деталями.

Автор: Екатерина Молчанова, студент fotoshkola.net
Автор: Екатерина Молчанова, студент fotoshkola.net

Выбор фона, опять-таки, зависит от того, что именно вы снимаете, какой сюжет. Например, дерево даёт тёплые, домашние нотки.

Автор: Владимир Баранцев, студент fotoshkola.net
Автор: Владимир Баранцев, студент fotoshkola.net

Мешковина позволит зрителю предположить, что сюжет связан с деревенской жизнью. Или ею можно подчеркнуть винтажный сюжет со старинными объектами.

Автор: Владимир Баранцев, студент fotoshkola.net
Автор: Владимир Баранцев, студент fotoshkola.net

А изысканная ткань добавит аристократизма.

Автор: Любовь Воронова, студент fotoshkola.net
Автор: Любовь Воронова, студент fotoshkola.net

Интересно смотрится использование стеклянных поверхностей, которые позволят получить на фотографии симметрию.

Автор: Малия Голубицкая, студент fotoshkola.net
Автор: Малия Голубицкая, студент fotoshkola.net

Часто используют в качестве фона экраны ноутбуков и компьютеров с какой-то заставкой — это подойдёт для современных и технологичных объектов съёмки.

Автор: Андрей Петровский, студент fotoshkola.net
Автор: Андрей Петровский, студент fotoshkola.net

Как видите, совершенно необязательно покупать студийные бумажные фоны. Хотя и с ними можно фотографировать, просто это не каждому натюрморту подойдёт. Тут ведь важно, чтобы снимок получился живым, естественным. Выхолощенность, «стерильность» фона тоже должна быть уместной.

Автор: Екатерина Молчанова, студент fotoshkola.net
Автор: Екатерина Молчанова, студент fotoshkola.net

Ну и в завершении этой части урока хочется сказать, что фоном может стать и интерьер.

Автор: Елена Кружкова, студент fotoshkola.net
Автор: Елена Кружкова, студент fotoshkola.net

Более того, не обязательно снимать натюрморт только дома, можно выйти на улицу, чтобы найти место съёмки там — тут всё зависит только от вашей фантазии.

Автор: Фарах Гасымзаде, студент fotoshkola.net
Автор: Фарах Гасымзаде, студент fotoshkola.net
Источники света

Можно подумать, что продвинутые фотографы снимают исключительно со вспышками, но это на самом деле не так. Да, импульсный свет удобен, так как фотограф не зависит от условий, может создать нужные эффекты в любое время, но при этом покупка вспышек и различных аксессуаров достаточно затратна.

Вспышка находилась справа и использовалась не только, чтобы осветить объекты, но и заморозить всплеск молока.
Автор: Фарах Гасымзаде, студент fotoshkola.net
Автор: Фарах Гасымзаде, студент fotoshkola.net

В качестве источника света можно использовать окно, располагая место для съёмки рядом с ним. Регулировать интенсивность и контрастность света можно с помощью штор или просто перекрывая свет из него рукодельной ширмой (элементарно — лист фанеры).

Автор: Валерий Кондратенко, студент fotoshkola.net
Автор: Валерий Кондратенко, студент fotoshkola.net

Кроме того, для съёмки натюрморта подойдут фонарики, лампы, торшеры и прочие светильники. Причём они могут как просто освещать сцену, так и быть включены в сюжет.

Автор: Людмила Желонина, студент fotoshkola.net
Автор: Людмила Желонина, студент fotoshkola.net

Отдельно можно упомянуть свечи, которые часто используют в натюрморте. Только тут важно учитывать, что они дают достаточно контрастный свет, поэтому стоит следить, чтобы неосвещённые стороны объектов не сливались с фоном — это не всегда уместно и из-за этого теряется объём. Лучше сбоку ещё чем-то подсветить, чтобы этого избежать.

Автор: Неля, студент fotoshkola.net
Автор: Неля, студент fotoshkola.net

Тут стоит помнить, что разные источники света могут иметь разную температуру, то есть давать разный оттенок, и это может быть не просто заметно, но и разрушит атмосферу снимка.

Отдельно хочется упомянуть тут технику «световая кисть», которая часто используется в натюрморте. Суть её в съёмке на длинной выдержке и освещении объектов каким-то источником, например, фонариком, с разных сторон. Изюминка техники в непредсказуемости и стабильно разном результате, который получается в итоге. Подробнее об этой технике вы можете прочитать в статье преподавательницы Фотошколы Ольги Браги.

Технические особенности натюрморта

Настройки и штатив

Натюрморты часто снимаются на закрытых диафрагмах (хотя это не правило, всё зависит от ситуации). К тому же, если не использовать вспышки, источники света достаточно слабые. В этой ситуации лучше не повышать светочувствительность (её значения будут достаточно экстремальные и приведут к появлению сильных шумов), а закрепить камеру. Можно, конечно, просто ставить на твёрдую поверхность и использовать задержку спуска затвора (чтобы фотоаппарат не шатался от нажатия на кнопку), но удобнее всё-таки использовать штатив. В отличие от пейзажа подойдёт самый простой и недорогой, так как особых требований или сложностей при съёмке натюрморта нет.

Минимальная дистанция фокусировки

Каждый объектив обладает этой характеристикой, которая означает, что минимальное расстояние от камеры до объекта съёмки, на котором фотоаппарат сможет навести резкость. У обычных объективов она составляет от 20 см и становится больше при увеличении фокусного расстояния. Точное значение нужно смотреть в спецификациях. Отличаются только макрообъективы, которые могут фокусироваться в считанных сантиметрах. Если у вас нет такого объектива и вы снимаете на обычные «стёкла», то этот момент нужно учитывать.

1 бал2 бала3 бала4 бала5 балов (6 голосов, рейтинг: 5,00 из 5)
Загрузка...

Натюрморт и теория света. Основы фотографии. 2 ступень: Урок 3: 1 комментарий

  1. Очень и очень тяжёлый труд! Я с фото натюрмортами по целому дню вожусь. Сначала надо создать идею, сто раз её переделать-переставить, настроить свет. И ещё столько же обрабатывать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *