Дополнительные функции и настройки камеры

В этом уроке мы поговорим о некоторых дополнительных настройках и функциях камеры, которые упрощают жизнь фотографу, а также расширяют возможности простого фотоаппарата. В зависимости от модели камеры некоторые настройки в вашем фотоаппарате могут отсутствовать, а функции иметь специфические названия. Так что здесь вам придется проявить некоторую самостоятельность в изучении инструкции вашей камеры.

Режим Live View в зеркальных камерах

Начнем с режима Live View, который есть почти во всех современных зеркалках. В этом режиме камера позволяет строить кадр не с помощью видоискателя, а по дисплею. Здесь важно отметить, что для гибридных и компактных камер это стандартный режим работы.

Чтобы мы увидели изображение на дисплее, свет должен попасть на матрицу фотоаппарата. А в нормальном состоянии матрица у зеркалки закрыта зеркалом и затвором. После включения режима Live View зеркало поднимается, свет попадает на матрицу, и мы видим изображение на экране.

Визирование через видоискатель
Режим Live View

Исключением здесь могут быть некоторые модели зеркалок Sony, у которых есть дополнительная матрица в видоискателе, и на дисплей транслируется картинка именно с нее. Впрочем, современные зеркалки Sony часто имеют и традиционный режим Live View с задействованием основной матрицы (он называется в этих камерах MF Check Live View).

Режимы Live View в камерах Sony

Самое время сказать о плюсах режима Live View. В режиме Live View фокусироваться даже вручную — не проблема. При помощи “волшебной” кнопки (какой именно — попробуйте разобраться самостоятельно) можно увеличить фрагмент изображения на дисплее. Ручную фокусировку по увеличенному фрагменту изображения можно осуществить с миллиметровой точностью! При ручной фокусировке через видоискатель достичь такой точности просто невозможно.

Ручная фокусировка в режиме Live View
Пятикратное увеличение на дисплее
Десятикратное увеличение на дисплее

Если же вы включили автофокусировку, то точку фокусировки можете передвигать по всему кадру вручную как вам хочется. А можете даже активировать распознавание лиц в кадре! Все как в компактах: автоматика сама найдет на будущем снимке лицо человека и сфокусируется по нему.

Правда, автофокусировка осуществляется довольно медленно. Ведь в режиме Live View зеркало камеры поднято, и оно не может перенаправлять лучи на датчики автофокуса. Приходится фокусироваться по сигналу с матрицы. А это — не самый быстрый способ.

Но если вас не устраивает медленная фокусировка, включите быструю. Тогда для фокусировки зеркало будет опускаться, автоматика будет наводиться на резкость, после чего зеркало будет опять поднимать. На время опускания зеркала изображение с дисплея будет пропадать. Эта настройка наверняка есть в меню вашей камеры.

У режима Live View есть целый ряд неоспоримых преимуществ. Ведь вы видите на дисплее будущую фотографию почти в том виде, в каком она будет сделана. Например, установка баланса белого видна сразу. И если цвета на дисплее камеры и в реальности различаются, то неточную установку баланса белого немедленно можно поправить.

Изменение баланса белого

То же касается и экспозиции. Если кадр будет темным, то вы это сразу увидите и сможете поправить. Причем ориентироваться можно не только по яркости картинки. На дисплей в реальном времени выводится гистограмма. Это график, на котором слева направо идет ось яркостей точек. Слева — черные точки, в середине — серые, справа — белые. По вертикали отложено количество точек каждого оттенка. Важно следить, чтобы пики гистограммы не прижимались вплотную к краям графика. Это может говорить о наличии в кадре или пересвеченных участков, или проваленных теней. И тогда нужно вводить экспокоррекцию.

Гистограмма в режиме Live View

Режим Live View очень удобно использовать при съемке сцен, не требующих спешки. Например, для натюрмортов и пейзажей. По дисплею проще оценить композицию, увидеть мешающие детали и убрать их из кадра еще до съемки.

К тому же, в меню камеры вы можете включить отображение сетки для упрощения кадрирования. По сетке очень просто выстроить кадр в соответствии с правилом третей. А еще по ней очень просто контролировать горизонт.

Еще одно применение режима Live View — съемка из тех положений, когда смотреть в видоискатель просто не получается. Это нижняя или верхняя точка. Иногда даже самый обычный сюжет и привычный вид выглядит по-новому, если взглянуть на него с уровня земли. И здесь режим Live View будет отличной альтернативой ползанию по земле.

В своей работе чаще всего я применяю режим Live View в предметной съемке. Строить кадр по дисплею намного удобнее, чем стоять часами нагнувшись над штативом с фотокамерой и смотреть в видоискатель.

Минус у Live View один. Зато существенный. Это низкая оперативность работы: неспешная фокусировка, задержка срабатывания затвора… Собственно, этот минус пока и не позволяет навсегда отказаться от классических зеркальных камер.

Видеосъемка

Раз уж разработчики научили фотоаппарат транслировать сигнал с матрицы на дисплей, то почему бы не записывать этот сигнал? С недавних пор в зеркальных камерах начал появляться режим видеосъемки.

Если рассматривать все аспекты съемки видео, то для этого нужен полноценный курс, а не один урок. Так что в нашем уроке мы кратко разберемся лишь с основными проблемами и способами их решения. Если фотосъемка — это как правило один кадр, замороженное мгновение, то видеосъемка — это 25 или 30 кадров в секунду. И над каждым из этих кадров нужно думать. Помнить о композиционном построении кадра, линии горизонта нужно постоянно. Но главная сложность даже не в этом. В случае фотографии нам нужно относительно неподвижно удерживать камеру только какую-то долю секунды, чтобы избежать смаза. А при видеосъемке камера должна быть надежно зафиксирована на протяжении всего ролика. В идеале — нужно использовать штатив.

Но даже если вы применяете штатив, то стоит избегать резких движений камеры. При рывках изображение может сильно искажаться. А если вы слишком быстро двигаете камеру из стороны в сторону, то вертикальные линии могут перестать быть вертикальными и наклонятся.

Искажение вертикальных линий при быстром панорамировании

Это связано с особенностями считывания сигнала с матрицы. С этим никак нельзя бороться. Плавность движения камеры — отличительная черта хорошего видеооператора.

Звук при видеосъемке записывается на встроенный микрофон камеры. Но к некоторым камерам можно подключать внешние микрофоны для более качественной записи звука.

16

В некоторых моделях есть возможность не автоматической, а ручной установки экспозиции при видеосъемке. В ручном же режиме все экспопараметры придется устанавливать самостоятельно, руководствуясь показаниями экспонометра, гистограммы и картинкой на дисплее. Выдержка не может быть длиннее 1/30 секунды. Ведь в секунду камера делает 25 или 30 снимков.

Важно помнить и еще об одном ограничении — времени съемки. В видеорежиме матрица может перегреваться, а данные могут не успевать записываться на карту памяти. В обоих случаях запись ролика может прерываться автоматически.

В умелых руках любительская цифровая зеркалка может превзойти по возможностям полупрофессиональные видеокамеры. Прежде всего — за счет возможности применения качественной оптики. Но важно понимать, что съемка видео на такую камеру — весьма компромиссное решение, требующее больших усилий. Все-таки в руках у нас — фотоаппарат.

Настройки фотосъемки

Если вы снимаете в JPEG, то все нижеприведенные функции для вас актуальны. Если в RAW, то большинство операций сможете сделать уже в момент конвертации.

Итак, самое главное — цветовое пространство. Эта настройка есть в меню любой камеры. Я рекомендую использовать sRGB. Именно это цветовое пространство используется для печати на принтерах и в минилабораториях. С ним точно не возникнет никаких проблем. Есть и другие варианты, например Adobe RGB. Работа с файлами с цветовым пространством Adobe RGB требует некоторых знаний и умений, его поддерживают только профессиональные устройства печати. И переходить к использованию других цветовых пространств стоит только тогда, когда вы будете точно знать, какие преимущество получите и как их реализуете.

Расширение динамического диапазона

В современных фотокамерах есть целый ряд настроек и функций, призванных облегчит жизнь фотографу. Одна из таких функций — расширение динамического диапазона. Помните урок про экспозицию? Если сюжет слишком контрастный, то мы рискуем получить в кадре пересвеченные света и проваленные тени. А теперь вспомните урок про работу с RAW-файлом. Фотограф может вытянуть детали из теней и светов при постобработке. Но это же может сделать и камера! И сразу сохранить такой снимок в JPEG. В общем случае эта функция называется расширением динамического диапазона. В камерах Nikon она носит название D-Lighting, в камерах Sony — Dynamic Range Optimisation, в камерах Olympus — Shadow Adjustment Technology, в камерах Panasonic — Интелектуальная экспозиция, в камерах Pentax — D-Range.

Без расширения динамического диапазона
Расширение динамического диапазона
Расширение динамического диапазона
Расширение динамического диапазона
Расширение динамического диапазона
Расширение динамического диапазона

Следует помнить, что в случае применения этих функций может значительно увеличиваться уровень шумов на фотографии. Но если не хочется возиться потом с обработкой RAW-файлов, то вы смело можете применять расширение динамического диапазона, выбрав одну из самых слабых градаций настройки.

HDR

Кроме того, в некоторых моделях камера все чаще и чаще появляется функция склейки HDR-изображений. В этом случае камера будет делать несколько снимков с разной экспозицией и “склеивать” их в один, беря из одних кадров детали в светлых участках, а из других — детали в тенях. Результат автоматически будет сохраняться в JPEG-файл. Но помните, что не каждому сюжету пойдет подобная интерпретация с расширенным динамическим диапазоном — контраст снимка ощутимо снижается. Также нужно учесть, что при съемке HDR необходимо обеспечить неподвижность камеры и объектов съемки.

Обычный снимок
Снимок в режиме HDR

Если в Вашей камере нет такой функции, то можете просто вручную снять несколько кадров с разной экспозицией и “склеить” их при помощи специальных программ (например, такая функция есть в Adobe Photoshop). Результат может получиться даже лучше!

Исправление искажений

Не секрет, что любой объектив несколько искажает изображение. И в случае применения фирменных объективов многие камеры предлагают автоматически исправить эти искажения. Что же, дело полезное…

Виньетирование. Именно так называется эффект затемнения углов кадра из-за несовершенства оптической схемы объектива.

Виньетирование

В память камеры занесены параметры некоторых объективов, и она знает, насколько сильно нужно программно осветлить углы изображения, чтобы затемнение исчезло. При этом на снимках могут появиться шумы. Все это справедливо для съемки в JPEG. При съемке в RAW аналогичную операцию можно проделать и в момент конвертации.

Аналогично обстоят дела с геометрическими искажениями (когда на изображении прямые линии вдруг начинают изгибаться) и с хроматическими аберрациями (а это такие цветные каемки на контрастных границах, чаще всего заметны в углах кадра).

Геометрические искажения
Хроматические аберрации
Шумоподавление

Шумоподавление при длительной выдержке. Очень важный пункт, если вы снимаете на длинных выдержках. Если включить шумоподавление на длинной выдержке, то после того, как кадр сделан, камера будет делать еще один. Но при этом он не будет записан на флешку, и даже затвор не будет открываться. Просто на некоторое время камера будет “зависать”. Камере важно получить фотографию шумов на абсолютно черном фоне.

Общий вид кадра
Снимок без шумоподавления на длинной выдержке
Снимок с шумоподавлением на длинной выдержке

Зато полученную таким образом информацию о шумах при съемке с конкретными установками в данный момент процессор камеры тут же использует для наиболее качественного подавления шумов на снимках с длинной выдержкой. Кроме того, только таким образом можно избавиться от горячих пикселей — одиночных точек произвольного цвета на фотографиях.

Шумоподавление при высоких ISO. Как правило, у камеры есть несколько настроек для данного пункта: запрещена, стандартная, слабая, сильная. Какую из них использовать — решать вам. Но для определения оптимального для вас результата лучше предварительно попробовать все. Ведь чем сильнее шумоподавление, тем меньше мелких деталей на снимке. Здесь важно всегда чувствовать этот компромисс. А еще лучше — снимать в RAW и заниматься шумоподалением при конвертации.

Общий вид кадра
Сильное шумоподавление
Слабое шумоподавление
Стандартное шумоподавление
Без шумоподавления

Безусловно, в меню вашей камеры намного больше различных пунктов и настроек. Многие из них задают логику работы кнопок управления и т.д.. На таких функциях я не заостряю внимание, потому что в каждой модели они специфичны. Если же у вас возникнут вопросы по той или иной функции, вы можете задать его на нашем форуме. И мы вместе разберемся с трудностями. А также я настоятельно рекомендую все же прочитать от корки до корки инструкцию к вашей камере. В свете приобретенных за время обучения знаний вы сможете найти там множество новой, ранее непонятной информации, которая поможет настроить вашу фотокамеру под ваш стиль съемки.

1 бал2 бала3 бала4 бала5 балов (2 голосов, рейтинг: 5,00 из 5)
Загрузка...

Дополнительные функции и настройки камеры: 1 комментарий

  1. Режим Live View я в своей работе использую уже давно и очень им довольна. Без него, раньше, было много проблем и с композицией и с балансом. А теперь, можно сначала выверить весь кадр, а уж потом щелкать) Кстати и время экономится, а то раньше бывало нащелкаешь, а кадра то нужного все равно не получила…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *