Инструментарий фотографа

Теперь вы знаете о своей камере практически все. Вы знакомы с большинством режимов ее работы, изучили почти все функции. Но ведь не только с помощью камеры делаются фотографии. В этом уроке мы поговорим, что еще вам может понадобиться для творчества, какие аксессуары могут облегчить жизнь и помочь в достижении творческих целей.

Сумки и рюкзаки

Начнем с того, как хранить камеру и переносить камеру. Сегодня на рынке существует огромный выбор фотосумок и фоторюкзаков: от самых маленьких до огромных. Что предпочесть? Здесь, все обстоит так же, как с покупкой одежды: сумка не должна быть мала, но и не должна быть велика. В первом случае вы рискуете не уместить что-то из вашего оборудования, во втором — придется таскать полупустую громоздкую вещь.

Если у вас есть только одна камера и один объектив, то отлично подойдет треугольная фотосумка. Они бывают разными по высоте в зависимости от того, какого размера ваш объектив. Когда вы примеряете такую сумку, следует учесть, что в нее обычно кладется не только одна камера, но и запасная флешка. А иногда и фильтры, и аккумулятор, и зарядное устройство. Лучше предпочесть модель с большим карманом.

Love Pro Cirrus TLZ 15
Kata H-10

Если у вас несколько объективов, то может понадобиться более массивная сумка. Здесь принцип тот же: в нее должно умещаться все ваше фотоимущество, включая зарядное устройство, батарейки и некоторые другие мелочи, о которых речь пойдет дальше.

Kata NG-2343
Love Pro Stealth Reporter D100 AW
Ката WS-604

Альтернатива фотосумкам — фоторюкзаки. Главный их плюс — удобство. У меня от тяжелой фотосумки устает спина. И я отдаю предпочтение эргономичным фоторюкзакам. Их минусы — низкая оперативность в работе (чтобы достать камеру, нужно снять рюкзак), а также за редким исключением слабая защита от кражи. Это актуально при поездке на общественном транспорте. Зато почти в любой фоторюкзак можно положить ноутбук. А это в последнее время тоже полноценный инструмент фотографа. И забывать про него просто нельзя.

Crumpler MUTHBP-001
Lowe Pro CompuDaypack

Я не просто так в самом начале упомянул не только о том, как переносить, но и как хранить камеру. Здесь есть маленький секрет: на дно фотосумки или фоторюкзака я всегда кладу пакетик силикагеля (он всегда есть в коробках с новой обувью, и иногда даже продается вместе с фотосумкой). Это вещество впитывает влагу, не давая камере отсыреть. Мелочь, а очень помогает!

Силикагел

Немаловажная вещь — ремень для фотокамеры. В комплекте поставляется вполне удобный стандартный ремень. И его вполне достаточно для беспроблемного использования фотоаппарата. Но иногда хочется большего. Существуют различные полиуретановые ремни. Они мягкие и не натирают шею в долгих прогулках или походах. В продаже можно найти и дизайнерские ремни. С таким ремнем не проблема выделиться из толпы.

LowePro Voyager C

В чем носить и как хранить камеру — мы разобрались. Но иногда камера и особенно объектив пачкаются. И нужно хорошенько подумать, чем ее чистить. Удалить пыль с линзы или корпуса можно вот такой грушей или кисточкой. С помощью груши также можно сдувать пылинки с зеркала или матового экрана, куда они рано или поздно попадут. А вот чистить самостоятельно матрицу я не советую. Лучше обратиться в сервис.

Для чистки оптики можно применять или специальные безворсовые салфетки, или бумажные салфетки со специальной жидкостью, или карандаш Lenspen. Из-за оперативности и простоты использования я остановил свой выбор на последнем варианте. Хотя сильное загрязнение все же лучше удалять при помощи чистящей жидкости.

Lenspen Original Plus
Набор для чистки оптики
Lenspen MicroKlear HB-1

Фильтры

При покупке камеры или объектива продавцы иногда советуют купить защитный фильтр. Дело хорошее… На нем оседает вся пыль и грязь, а передняя линза объектива всегда чистая. Но давайте обратимся к математике. Хороший защитный фильтр стоит никак не меньше 1000 рублей. А китовый объектив в среднем обходится в 3000 рублей. При этом даже самый лучший фильтр может ухудшать качество изображения, создавая паразитные блики и засветки. Так что мой совет: не поддаваться на уговоры продавцов и покупать защитные фильтры только для действительно дорогих объективов.

Marumi MC-UV

Кроме защитных бывают и другие виды фильтров. Например, поляризационные. Это один из немногих типов фильтров, эффект работы которых невозможно повторить в графическом редакторе. Они способны убирать отражения с неметаллических поверхностей: стекла, воды. Также эти фильтры могут делать цвет голубого неба более густым, а облака — более фактурными. Перед использованием такого фильтра необходимо его вращать для того, чтобы найти оптимальное положение. С объективами, у которых крутится передняя линза во время фокусировки, применение поляризационных фильтров будет затруднительно.

Фотография с поляризационным фильтром

Фильтры бывают и эффектными. Например, софт-фильтры. Они создают мягкое свечение на границе контрастных объектов. Но такой объект можно повторить и в графическом редакторе.

Фотография с софт-фильтром

Цветные фильтры в эпоху цифровой фотографии потеряли свою актуальность. Их использовали в пленочные времена для решения двух задач: изменения цветовой температуры (так называемые конверсионные фильтры) и для корректировки яркости разных участков кадра при съемке на черно-белую пленку.

Цветной светофильтр

Встречаются и нейтральные фильтры, которые затемняют весь кадр. Это актуально, если вы хотите снимать с длинной выдержкой в условиях чрезмерной освещенности. Или же работать с полностью открытой диафрагмой на ярком солнце.

Фотография сделана с выдержкой 2 секунды

Есть и множество других не менее интересных фильтров, но работу большинства из них можно сымитировать в графическом редакторе.

Штативы

Для съемки на длинной выдержке может понадобиться штатив. Логика выбора штатива проста. Для камеры лучше, если он будет тяжелым и массивным. Его не будет раскачивать ветром. Для фотографа лучше, если он будет легким и компактным. Такой штатив легче носить с собой. Здесь каждый должен найти для себя золотую середину.

MANFROTTO 190XDB + 496RC2

Также сейчас в продаже есть различные штативы с гибкими ногами. От самых простых, которые позволяют поставить камеру на стол, до мощных штативов, с помощью которых можно буквально прикрутить камеру к ветке дерева. Такие штативы просто незаменимы в поездках.

Gorillapod

Флешки и накопители

Выбор флешки для камеры тоже не так прост, как кажется. Сегодня флешки различаются по трем основным характеристикам: типу, емкости и скорости. Тип флешки зависит от вашей камеры. Что касается емкости, то я предпочтиаю использовать не очень большие, но и не очень маленькие карты памяти: от 2 до 8 гигабайт. Меньше — нет смысла. Больше — рисковано. Так уж устроен человек, что пока место на флешке не кончится, он не скопирует фотографии на компьютер. Знакомо? А теперь представьте, что у вас 32- или 64-гигабайтная флешка? Это полгода любительских съемок. А флешки могут теряться и ломаться…

Скорость флешки актуальна в трех случаях. Во-первых, при копировании фотографий на компьютер. Во-вторых, при серийной съемке. Сначала камера записывает снимки в буфер обмена, а затем копирует их на флешку. С медленной картой памяти после серии из десяти-пятнадцати кадров в формате RAW камера может задуматься на полминуты, а то и больше. С быстрой флешкой дело ограничится несколькими секундами. В-третьих, видеосъемка с медленной флешкой просто невозможна. Камера не будет успевать записывать данные на карту памяти. Ролики будут обрываться через несколько секунд записи.

Kingston SDHC Class 6 8GB
Transcend SDHC Class 6 8GB
Transcend CompactFlash 8 GB 133X

Если вы используете карты памяти CompactFlash, то сделайте выбор в пользу флешек не медленнее 133х (20 мегабайт в секунду). Если вы используете карты SDHX, то стоит отдать приоритеть картам памяти с классом скорости 6 (SDHC Class6 — скорость записи 6 мегабайт в секунду) и выше.

Чтобы перенести фотографии с флешки на компьютер я чаще использую картридер, чем подключаю камеру при помощи шнура. Причина проста: при этом не расходуется заряд аккумулятора камеры. Кроме того, вы можете одновременно и копировать фотографии, и подзаряжать аккумулятор после фотопрогулки.

Картридер

Для временного копирования флешек в походах и поездках удобно использовать накопители на жестком диске. Они значительнее компактнее ноутбука. А главное — надежнее. Просто вставляете флешку и запускаете копирование. А дома без проблем переносите фотографии на ваш компьютер.

HyperDrive COLORSPACE UDMA

Кстати, если вы много путешествуете, то нелишним будет купить второй, а может и третий аккумулятор для камеры.

Запасной аккумулятор

Боксы и чехлы для съемки под водой

Еще один полезный и интересный аксессуар для отпуска — подводный бокс или чехол. Позволяет снимать не только под брызгами воды, но и погружаться с камерой на небольшую глубину. И если эффектных подводных фотографий получить с ним не удастся (подводная съемка часто требует применения специальных источников света), то пофотографировать своих друзей и родных во время купания удастся. Жесткий подводный бокс может стоить дорого, в то время как мягкий герметичный чехол обойдется в две-три тысячи рублей.

Dicapac SLR Pack
Фотография снята с помощью подводного чехла

Отражатели

В одном из предыдущих уроков мы говорили о подсветке теней при помощи вспышек. Но для этих целей можно использовать и отражатели. Они бывают белые, серебристые и золотистые. Действуют по принципу зеркала. Ваш ассистент (одному снимать и управляться с отражателем довольно сложно) направляет большой солнечный зайчик на объект съемки. И все. От цвета отражателя зависит и цвет солнечного зайчика: золотистый дает желтый отсвет, серебристый — холодный. Белый отражатель дает более мягкий блик, чем серебристый или золотистый.

Серебристый отражатель
Эффект золотистого отражателя

Неавтофокусная оптика

На вопросах выбора оптики и вспышки мы не будем останавливаться подробно, ведь эти темы рассмотрены в других уроках. А посоветоваться о приобретении той или иной модели вы можете на нашем форуме. Здесь я расскажу лишь о том, что при помощи специальных переходников можно на современную автофокусную зеркальную камеру поставить старую неавтофокусную оптику. Например, советская оптика ставится через переходник М42. Такие переходники есть для камер Sony (переходник Minolta A — М42), Olympus и Panasonic (4/3 — М42), Pentax (Pentax — М42). Для камер Nikon есть даже два типа переходников: с линзой и без. Если ставить оптику через переходник без линзы, то объектив не сможет фокусироваться на дистанциях дальше пары метров. Это связано с особенностью байонета Nikon. Так что советую покупать переходник Nikon — M42 именно с линзой. Выставлять диафрагму и фокусироваться придется вручную. Но некоторые неавтофокусные объективы могли остаться у вас от старых “Зенитов”. И купив недорогой переходник, вы можете попробовать поработать со светосильной оптикой. Понравится — купите дорогой фирменный автофокусный объектив.

Переходник Pentax — М42
Фотография снята объективом Гелиос-40

Сегодня выбор аксессуаров для фотоаппаратов огромен. Любой ваш каприз производители готовы исполнить за ваши деньги. И многие аксессуары просто незаменимы при том или ином виде съемок (например, штатив). Как всегда, главное — не увлекаться. Важно помнить, что это всего-навсего инструменты, с помощью которых вы будете решать творческие задачи. И сами по себе хороших фотографий они не гарантируют.

1 бал2 бала3 бала4 бала5 балов (2 голосов, рейтинг: 5,00 из 5)
Загрузка...

Инструментарий фотографа: 1 комментарий

  1. Лично я считаю, что экономить и на всех вспомогательных примочках не стоит. Это только кажется, что нафига нужны дорогие, например сумка или фильтр, или еще какая нибудь штучка, но могу с полной ответственность сказать, что работа с красивыми и дорогими вещами превращает некоторые рутинные вещи в удовольствие, а еще и обязывает и самой соответствовать))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *