Компактная камера вместо зеркалки ИЛИ о результатах одного безумия

Типичный образ профессионального фотографа — огромная сумка или рюкзак, огромная же черная камера, на которую нацеплен уже даже не огромный, а просто гигантский, как бивень мамонта, белый объектив с накрученной на него тоже очень не маленькой блендой. В течение нескольких лет пожив в этом образе и нажив себе грыжу, остеохондроз, плоскостопие, смещение позвонков, ячмень (хотя нет, он не из-за этого) и множество других недугов, я решился на безумный поступок.

Преимущества компактов

7 (1)

Частично продал, а частично сдал в комиссионку всю кэноновскую систему и купил вот такую вот игрушку. Причем, заметьте, в качестве основной камеры.
Цифровой компактный фотоаппарат Fujifilm Х-Е1 внешний вид
Fujifilm X-E1.
Прошу любить и жаловать.
За без малого шесть месяцев совместного существования успел опробовать камеру во всех мыслимых и немыслимых условиях. Так что — спешу поделиться своими ощущениями, а также — мыслями о том, можно ли, занимаясь профессионально фотосъемкой, обходиться одной только маленькой беззеркалкой.

Мой ответ — и да, и нет. Все зависит от того, о какой фотосъемке идет речь. Свадьбы снимать одной только Fuji я не стал бы — для этого у нее слабоват автофокус. Но для стокового фотографа, каким по большей части я и являюсь — это вполне себе адекватное решение. Ведь что значит быть стоковым фотографом? Для меня лично это означает всегда таскать с собой камеру, снимать в самых не подходящих местах, много фотографировать предметку и относительно редко делать репортажи. Для таких задач качественная беззеркалка — очень не плохой вариант. Во-первых, она легкая. И маленькая. 12 килограмм (12 килограмм!!!!) кэноновского набора через полгода общения с Фуджи, которая не весит и полукилограмма, кажутся откровенным кошмаром.
Дальше — уверяю Вас, снимать в метро перед носом полицейского — гораздо приятнее маленькой камерой, чем огромной зеркалкой. Что же касается предметки — то для нее чуть кропнутая матрица ( у Фуджи кроп-фактор составляет 1,5) даже где-то более удобна, чем полный кадр. С ее помощью проще получить большую глубину резкости.
Но это все ерунда, скажете Вы — для профессионального фотографа главное не это, главное — качество фотографий. И я с Вами соглашусь. Но при этом заявлю совершенно кощунственную вещь (надеюсь, никто нас не подслушивает?) — качество фотографий у Fuji ничуть не хуже, чем у Canon 5D Mark II, которым я снимал до того. Не верите? Смотрите фото. (На всех снимках шумодав на камере установлен на минимум, стабилизатор включен, никакой обработки фотографии не осуществлялось. Размеры представленных фото 3000х2000. 100%-ое разрешение. Объектив — китовый зум 18-55 F2,8-4)

Полноразмерный образец снимка на цифровой компактный фотоаппарат Fujifilm Х-Е1

1/64 с; f/3,6; ISO 1600
1/64 с; f/3,6; ISO 1600

Резкость

Из чего складывается техническое качество снимка? Во-первых, согласитесь, из четкости и резкости. В этом плане у Fuji (с китовым причем объективом) никаких проблем нет. Если сравнивать с Canon, я бы сказал, что четкость снимков у него чуть-чуть выше чем у объектива 17-40, но зато — опять же чуть-чуть — ниже чем у кэноновского 70-200 (но это — шедеврическое стекло, уступить которому, тем более на «чуть-чуть», совсем не зазорно).

1/500 с; f/14; ISO 800
1/500 с; f/14; ISO 800

Шумы

Дальше — поскольку приходится много снимать в помещениях, для меня принципиальна возможность бесшумной съемки с высоким ISO. Настолько, что выработалась даже определенная шкала качества, по которой оцениваю все камера на предмет «подходит-не подходит». Важно, чтобы камера позволяла беспроблемно работать на ISO 800, чтобы камера давала сносные кадры на ISO 1600 (такие, чтобы их можно было бы ставить на стоки с минимальной обработкой по шумам). И наконец нужно, чтобы в каких-то крайних случаях фотоаппарат позволял бы вытянуть снимок, снятый с ISO вплоть до 6400. Уровень шумов при этом я проверяю на снимке в 100-процентном разрешении, но уменьшенном до размера 3000 х 2000 — этот размер является пороговым значением для основных стоков, с которыми я работаю. Поэтому все фотографии уменьшаю до него с тем, чтобы минимизировать число отказов в приемке на тех стоках, на которых цена фотографии не зависит от ее размера. Старая моя камера-дублер Sony NEX3 — в эти критерии например даже близко не укладывалась. У нее беспроблемным было ISO 400, сносным ISO 800. И полностью нерабочим -таким, что зачастую и вытянуть — то было невозможно — ISO 1600. А вот у Fuji в этом плане все в ажуре. Динамика шумов в нем при изменении ISO очень напоминает поведение Canon Mark II. На повседневную съемку у меня установлено ISO 800. Ниже не делаю. (Поскольку только при таком или большем ISO работает клевая функция расширения динамического диапазона). До такой степени наглеть я себе не позволял даже на «пятерке» — там «крейсерскими» были ISO 640.

На Fuji при ISO 800 шума нет вообще, даже при том, что снимаю с минимальными настройками встроенного шумодава. И в принципе я знаю, что при необходимости смело могу увеличивать чувствительность дальше, вплоть до 1250, не опасаясь, что при этом мне придется бороться с шумами. Потом правда зерно начинает проявляться, но сперва очень слабо. Серьезную борьбу с ним приходится вести лишь после того, как светочувствительность подбирается к 3200. Но в принципе мне удавалось вытягивать фотографии и при ISO 6400.

Оговорюсь правда что все сказанное работает лишь при съемке с верной экспозиции. Если же фотографию приходится подвергать программному осветлению при последующей обработке, шумы, как мне кажется, вылезают активнее, чем это было с Canon. Поэтому при выборе — сделать кадр потемнее, но с меньшим ISO, или посветлее, но с большим, на Fuji целесообразно снимать с более высокой светочувствительностью. В то время как на зеркалке обычно выбирал более темный кадр.

 1/32 с; f/4,0; ISO 1250
1/32 с; f/4,0; ISO 1250

Цветопередача

Единственное наверное что мне не нравится в плане качества фотографии — это цветопередача. Камера откровенно желтит. Править приходится практически каждый снимок. При этом есть подозрение , что проблема связана с моим нежеланием разбираться с этим вопросом. В меню есть целая куча настроек цвета. Возможно, покопайся в них — проблему как- то удалось бы решить. Но я привык выставлять цвет в автомате, ну и вроде париться по еще одной настройке — как-то не хочется.
Тем более что попариться там и без того есть из-за чего. В этом собственно заключается одно из двух основных моих недовольств камерой. У нее очень странные эргономика и управление. И хотя это вещи , которые , что называется , на скорость, бишь то есть на качество изображения, не влияют — определенные неудобство они доставляют.

1/20 с; f/3,6; ISO 1250; Фокусное расстояние 18; съемка с рук

1/20 с; f/3,6; ISO 1250; Фокусное расстояние 18; съемка с рук

Просчеты эргономики и управления

Начну с эргономики. Естественно , мне не нравится отсутствие выступа под правую руку. Правда, должен констатировать, что не на столько, чтобы доехать до магазина и потратить 4 тыщи на продающуюся отдельно ручку. Она, наверное , могла бы хотя бы частично эту проблему решить.
Не нравится , что для изъятия аккумулятора или карточки приходится откручивать штативный башмак. Для такого раздолбая, как я, это — изрядная проблема: потом забываю поставить башмак на место. Когда однажды уехал в Питер со штативом (таскал его на себе целый день), но без башмака — было очень обидно.

Ну и плюс на корпусе куча всяких кнопочек , которые постоянно чем-нибудь задеваешь и сбиваешь настройки. А они, между прочим, и без посторонней помощи сами по себе легко сбиваются. Впрочем, это уже претензия к управлению фотоаппаратом.

Здесь я скажу так: хоть и считаю, что теории заговоров — это все от лукавого , в данном случае готов отойти от принципа. Объяснить иначе, кроме как заговором буржуев, те косяки в управлении, которыми изобилует эта в принципе удобная камера — я лично просто не могу. Судите сами.
Выдержка выставляется кольцом на корпусе фотоаппарата. Вот этим.

8

Это здорово. Вот только кольцо позволяет осуществлять регулировки лишь по целым ступеням. Точнее же настроить выдержку можно , нажимая в ту или иную сторону кнопки со стрелками на корпусе камеры. И это могло бы было быть вполне приемлемым решением. Если бы ни один нюанс — сделанные таким образом настройки сбиваются каждый раз при переходе к режиму просмотра отснятого. Я лично перехожу к нему после каждого снимка. А вы нет?

Второй момент — при съемке в режиме ручных настроек яркость кадра невозможно отследить ни по экрану, ни — что уж совсем странно — по гистограмме, которая в этом режиме просто безбожно врет. В остальных же режимах контроль экспозиции работает замечательно. Почему? Не понятно.
Из той же серии — не совсем про управление, ну да уж ладно: у камеры очень плохой автофокус. Это моя вторая серьезная претензия к ней. Случаи , когда фокус не наводится с первого раза — довольно часты даже при нормальном свете. Стоит же немножко стемнеть — и автоматика вообще перестает работать. Настолько, что несколько раз приходилось переходить на ручную фокусировку. Так вот в этом самом режиме ручной фокусировки есть функция коррекции фокуса. По сути тот же самый автофокус , но который включается нажатием отдельной кнопки. В этом режиме камера почему-то сразу наводится куда надо, даже при съемке в темноте. Хотя при нормальной фокусировке автофокус вообще не выказывал никаких признаков жизни. Ну и как такое , скажите пожалуйста, может быть? Физически же механизм наверняка один и тот же что у одного автофокуса, что у другого. Значит , какая- то ерунда с электроникой, которая не позволяет автофокусу работать нормально. А это уже, согласитесь, попахивает тем самым заговором. Иногда и впрямь задумываюсь о том, что все эти нюансы специально заложены производителем для того, чтобы компакт не конкурировал с зеркалками. Только вот в моем случае они, как видите, просчитались. В споре с зеркалками победил компакт. Которым я с удовольствием пользуюсь, мирясь со странностями, и ожидая, когда же наконец выйдет аналог, способный удовлетворить во всех отношениях.

Смотрите также:
А дело не в размере: репортаж с мастер-класса Хиройоки Якуши (Hiroyuki Yakushi) — фотографа, отснявшего Олимпиаду на компактную камеру.

1 бал2 бала3 бала4 бала5 балов (Пока нет оценок)
Загрузка...

Компактная камера вместо зеркалки ИЛИ о результатах одного безумия: 1 комментарий

  1. Для каждого случая своя камера. иногда только огромная, иногда маленькая экшн камера. Ведь не всегда условия позволяют пользоваться большим аппаратом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *