Пространство кадра в композиции

Концепция позитивного и негативного пространства или  почему не работает правило третей

Из этого урока вы почерпнёте самое важное, что только может быть в композиции. Концепция позитивного и негативного пространства позволяет работать с любым по сложности сюжетом, независимо от наполнения кадра, и, что самое приятное, не имеет каких-то жестких рамок. Я уверен, что к концу урока у вас не останется сомнений в том, что композиция не бывает правильной или неправильной. Также вы сможете убедиться в том, что любые правила не просто имеют исключения, а вместе с исключениями вписываются в более обширную и гибкую систему, не имеющую ограничений по применению.

Я не случайно подчеркиваю то, что умение распознавать эти пространства на снимке является чрезвычайно важным для понимания композиции. По cути только этого уже достаточно для того, чтобы построить гармоничный кадр. Концепция пространств — это основа, на которую ложатся другие тонкости, расставляющие акценты в кадре. Поэтому этот урок станет самым ценным для вас в ходе обучения.

Но прежде, чем перейти к описанию и применению концепции, давайте ещё раз поговорим о том, как получается фотография, а также о том, какие правила наиболее распространены и почему они не всегда работают.

Как рождается фотография или что такое линейная перспектива

Давайте ещё раз проследим за этим простым и очевидным процессом. Это действительно необходимо ради одного маленького вывода, на который редко обращают внимание.

Начнём с самых азов. Фотоаппарат, также как и человеческое зрение, работает только потому, что есть свет, который отражается (или не отражается) от объектов. Есть свет — видим. Нет света — не видим. Отразившись от любого объекта, свет собирается объективом, у человека — глазом, и попадает на чувствительную к свету поверхность, у фотоаппарата — это плёнка или матрица, у человека — задняя стенка глаза. Любые, даже самые большие, объекты реального мира отображаются в виде маленьких копий, которые рисует свет на чувствительной поверхности.

Если Вам сложно представить, как всё это происходит, то вспомните кинотеатр. Он демонстрирует ровно обратный процесс. Через бегущую киноленту с уменьшенными реальными объектами проходит мощный световой луч, который и формирует изображение на экране.

Такой процесс формирования изображений объектов на плоскости называется линейной перспективой. Название не является случайным. Всё это — преобразование реальных предметов в изображение на плоскости (это и называется перспективой) подчиняется одному простому правилу: чем ближе реальный объект — тем крупнее его изображение. И наоборот, при удалении изображение становится меньше. Размер изображения находится в прямой (линейной) зависимости от расстояния, с которого объект наблюдается. Отсюда и название — линейная перспектива.

Хотя бы в общих чертах вы всё это уже знали, а если и не знали, то теперь можете убедиться, что никакой тайны в самом процессе нет. В чем заключается секрет — так это в управлении этим процессом. Кто-то наверняка подумает про разные объективы, фильтры и всякие технические приемы, но речь совсем не о них.

Единственный вывод, который можно и нужно сделать, состоит в том, что фотограф работает не с реальными объектами, не с их расположением в поле кадра, не с их видом и не с видимым пространством.

Фотограф работает с проекциями реальных объектов, маленькими изображениями на плоскости.

Я ещё раз акцентирую ваше внимание именно на этом. Если вы раньше об этом никогда не задумывались — запомните эту простую фразу. Отныне для вас это “Отче наш”. Вы будете мысленно повторять это каждый раз, когда будете смотреть в видоискатель. Если вы уже всерьёз задумывались над этим вопросом раньше, будьте честны с собой и хорошенько прикиньте, от этого ли принципа вы отталкиваетесь, когда конструируете снимок?

Абсолютно идентичный по своей сути процесс происходит, когда мы работаем с аппликацией. Любые объемные в реальном мире фигуры предстают в виде вырезанных плоских силуэтов. Эти силуэты потом размещаются на плоской поверхности, заполняют её, образуя цельное изображение. Обратите внимание, что при заполнении предоставленной поверхности мы будем внимательно следить за тем, чтобы объекты не накладывались неудачным образом друг на друга, чтобы не закрывались важные детали, не терялись силуэты. Естественным ограничением является и то, что в одной аппликации не удастся уместить бесконечное множество предметов, потому что в какой-то момент всё это превратится в кашу, рисунок будет испорчен.
Фотография работает по тем же принципам: нельзя допускать, чтобы одни предметы мешали восприятию других, нужно внимательно следить за тем, чтобы кадр не “переполнялся”, не превращался в нагромождение. Оставьте только то, что действительно важно.

Итак, когда мы говорим о наполнении кадра, о его содержании, обо всех этих перспективах, объемах и проекциях, речь идёт только об одном: в самом изображении, в кадре, на снимке, на фотографии (называйте, как хотите) по сути нет объектов, нет объема, нет глубины, ничего, что мы там можем увидеть. Для фотографа там есть только набор силуэтов, форм, линий, переходы света и цвета. Даже если вы это прекрасно понимаете, этого недостаточно. На протяжении курса мы будем не просто учиться видеть это, мы будем учиться так думать. Только в этом направлении.

Пейзаж, портрет, натюрморт — нет никакой разницы. Эмоциональная насыщенность, смысловая нагрузка, создание образа — всё это вторичные компоненты, не способные самостоятельно создать удачное изображение. Всё начинается с работы над организацией плоскости снимка. Это небольшое двухмерное пространство надо заполнить такими же двухмерными проекциями. Представьте, что весь мир вокруг — сплошные постеры из картона, плоские картинки разной формы, которые расставлены вокруг вас. Всё, что нужно сделать — выбрать ту, что вас больше всего интересует и, убрав из кадра все лишние картонки, нажать на кнопку.

Если задуматься, то всё это вы уже делали раньше. Где-то более осознанно, где-то менее. Уже успели поднабить немного руку и видите, что снимки со временем стали лучше. У вас уже есть какие-то заготовки и приемы, пусть даже их совсем немного, но они работают. Более-менее понятно, что вот так стоит снимать — и почти всегда получится хорошо, а вот так снимать точно не надо, потому что все эти снимки потом отправляются в корзину. Вы уже знакомы с рядом правил, которые говорят, как надо делать, а как не надо. Вот о них мы ещё раз поговорим. Вернее о том, почему они не всегда срабатывают.

Это мы не проходили или когда правила ошибаются

Вкратце перечислим правила, по которым обучаются азам композиции. Наверняка они все вам знакомы. Если не все, не надо ничего запоминать, они вам больше не пригодятся.

Правила компоновки:

● не помещать главный объект в геометрический центр кадра*

● не помещать главный объект на край, близко к краю кадра или в угол

● не делить кадр линией горизонта пополам

● не делить кадр вертикальной линией

● учитывать направленность форм, движения, взгляда

  • к этому пункту всегда делается оговорка, что в некоторых сюжетах данным правилом можно и нужно пренебречь

Рука об руку с этими незамысловатыми руководствами идёт вездесущее правило третей или “золотое сечение”. Как ни назови, суть всем более или менее знакома, это наша любимая “сетка”, которая вроде как лежит в основе всего и вся (#).

Четкое следование правилу третей нужно не всегда. Но на этой фотографии его применение смотрится отлично

Когда всё это работает? В простых ситуациях.

Берем чашку, ставим на пустой стол, наводим камеру, помещаем чашку в “правое нижнее” перекрестье, жмём на кнопку, получаем простой и лаконичный результат.

Ещё пример.

Выходим на улицу, наводим камеру на едущую мимо нас машину (едет направо), помещаем её где-то в левой части кадра, не у края, чуть ниже серединки, жмём на кнопку — получаем рядовой, но “правильный” снимок. Обратите внимание, уже в этом примере мы не можем четко говорить о перекрестьях сетки, потому что совершенно не понятно, какую часть машины ловить в это перекрестье.

Таких простеньких сюжетов можно снять очень много. И при наличии достойного материала Вы почти гарантированно получите хорошие снимки, которые не стыдно показать. Но что делать, когда сюжет не отличается простотой?

Есть одна невероятно простая и распространённая ситуация, которая приводит все эти правила в замешательство. Во всех формулировках речь идёт о некоем главном объекте. И вот ведь не повезло — главный объект не всегда один.

Два человека, три чашки, пять машин и один велосипед… По этим правилам ничего с ними сделать нельзя. А вот представьте такую картину: крупным планом два велосипедиста едут из точки А из центра кадра в разные стороны, один смотрит вверх, другой на часы. Мозг закипит, но по этим правилам ничего рационального придумать не сможет.

А вот ситуация похуже: главного объекта вообще нет. “Гладкий” пейзаж без выдающихся частей и без горизонта (!), хаотичный рисунок облаков, толпа людей (все в фокусе)… Или вот такая задачка: как по этим правилам снять беспорядок?

Фотограф передает зрителю не сколько конкретный пейзаж, сколько образ зимы, используя для этого набор равнозначных элементов

Есть вопрос, который все эти правила вообще не затрагивают — это крупность плана. То есть насколько крупным должен быть главный объект(-ы) в кадре. Ведь можно сделать не один кадр, исходя из этих советов, но с разным масштабом изображаемого сюжета. В каком направлении здесь двигаться? Лучше больше или меньше? Как много места оставить вокруг?

И последний вопрос, вытекающий из предыдущего — и он тоже не регламентирован данными правилами. Что делать с фоном? Мало того, что непонятно, сколько его должно быть, но надо же ещё определиться, что там будет и как оно расположится в кадре.

Таким образом, можно прийти к логичному выводу: рассмотренные правила четко работают только в некоторых частных случаях, общими их можно назвать с большой натяжкой.

Более того, можно пойти дальше и сказать, что все более-менее четкие правила в фотографии не являются общеприменительными и имеют множество исключений. Это не означает, что ими нельзя пользоваться. Но важно понимать, что в данном вопросе не может быть четких определений, которые бы подходили к каждому сюжету, каждому ракурсу. Нужна более гибкая концепция, к которой мы и переходим.

Концепция позитивного и негативного пространства

Итак, как объединить в универсальную систему всё то, о чем мы говорили выше?

Концепция позитивного и негативного пространства оперирует всего тремя составляющими: это сами пространства и рамка (кадра). Здесь надо отметить, что эта концепция применима к любому изобразительному искусству, не только к фотографии. Ей обучают также будущих художников, дизайнеров. Давайте разберемся, что подразумевают эти три элемента, как их следует воспринимать.

Начнём с позитивного пространства. Это тот участок изображения, который занимает Ваш основной объект съемки. Проще говоря, это как раз то, что вы снимаете. Всё вокруг главного объекта — негативное пространство. Оба пространства лежат внутри границ кадра. На первый взгляд, всё очень просто. Но в то же время, надо понять, что заложено в этом подходе и как этим пользоваться.

Первое, и самое главное, что заложено в этой концепции: в кадре не бывает пустоты. Если вы фотографируете птицу на фоне неба, то это не значит, что в кадре есть только птица. Есть также и пространство вокруг неё, т.н. негативное пространство, которое является частью кадра.

Это же касается и более сложных ситуаций. Например, если из толпы людей резкостью выделить одного человека, то он будет образовывать позитивное пространство, а все остальные — негативное. Интересно, что в данной концепции нет разделения на планы (передний, средний, задний). Потому что, как мы выяснили в начале урока, работа ведется исключительно в плоскости. Если объекты на переднем и среднем, к примеру, планах перекликаются по сюжету, то они будут образовывать одно позитивное пространство. Всё остальное войдёт в негативное пространство.

Пространства могут быть разбиты на части. Если в кадре бублик, то дырка в бублике будет относиться к негативному пространству. Таким образом, негативное пространство будет состоять из большой части вокруг бублика и маленького круга внутри бублика.

Позитивное пространство также может состоять из частей. Например, при съемке нескольких отстоящих друг от друга объектов. Отсюда и отсутствие проблемы с применением к множественным объектам в кадре. В то же время, если объекты соприкасаются, накладываются друг на друга, то они объединяются в одно пространство.

Интересно, что наибольшие трудности возникают при компоновке портретов и пейзажей. Остановимся на портретах (людей). Как правило, наибольшее внимание уделяется лицу, глазам. Их положение в кадре определяется в первую очередь, а про остальное часто забывают. Но человек никогда не состоит из отдельных частей, он существует только целиком, в кадре появляются все части тела сразу. Голова не бывает без шеи, плечи без рук и т. д. Каждый раз мы работаем не только с отдельной частью тела, но и с общим силуэтом, формой, позой. Это не зависит от крупности плана. Концепция позитивного и негативного пространства учит нас двигаться от общего к частному: сначала определить общую структуру кадра, а потом уже работать над деталями. При таком подходе Вы никогда не получите кадр, в котором человек, видимый по пояс, будет находиться внизу кадра так, чтобы его голова умещалась где-то в левом нижнем перекрестье сетки (а всё остальное пространство снимка будет заполнено каким-то мусором).

С позитивным пространством всё понятно, это то, что мы снимаем. Приблизительно понятно, как с этим надо работать. Остается вторая часть вопроса: как работает негативное пространство?

Как работает негативное пространство?

Чуть выше мы говорили о том, что негативное пространство определяется с одной стороны границами позитивного, с другой — границами кадра. Абсолютно справедливо будет сказать противоположное: позитивное пространство определяется границами негативного и рамкой кадра. Одним словом, негативное пространство определяет позитивное. Чтобы не запутаться, обратимся к примерам.

Первая картинка — обычная фотография. На второй чёрным выделено позитивное пространство, т.е. то место, которое занимает объект съемки. Третье изображение демонстрирует негативное пространство (заштриховано черным). Посмотрите, по очертаниям негативного можно легко построить представление о позитивном.

На основе этого явления можно получить изображение, где формообразующим будет не позитивное, а негативное пространство.

Негативное пространство может стать самостоятельным объектом. Этот подход очень часто используется в дизайне логотипов.

Таким образом, мы приходим к тому, что негативное пространство не просто существует внутри кадра в фоновом режиме, а принимает самое непосредственное участие в формировании изображения. Т.е внутри рамки кадра мы всегда работаем не только с объектом съемки, но и с его окружением. И само это окружение не просто заполняет пространство между главным объектом и рамкой кадра, но и участвует в формировании конечного образа, возникающего у зрителя.

Не забывая о том, что всё происходит внутри конкретных границ снимка, можно сказать что: любое изображение формируется из двух частей, двух пространств, которые взаимодействуют между собой, взаимодополняют друг друга.

Вспомните правило компоновки, которое запрещает совмещать объект съемки с краем кадра. Теперь вы можете взглянуть на это совершенно под другим углом. Проблема не в том, что объект сильно смещается в ту или иную сторону, не в том, что обрезается какой-то маленький краешек. Теряется целостность негативного пространства, оно перестает определять границы позитивного, нарушается баланс. То же самое относится к разделению кадра вертикальной линией: происходит разрыв пространств, теряется связь, образ перестает быть цельным.

Как вы могли заметить, появилось одно важное слово — баланс. Оно означает, что позитивное и негативное пространство должны находиться в определенном равновесии. Одного не может быть бесконечно больше другого, и вместе они должны формировать единый образ. Более подробно о балансе мы поговорим в следующем уроке. А сейчас ваша задача состоит в том, чтобы научиться вычленять эти пространства в конкретных сюжетах, на фотографиях.

Баланс, симметрия, доведенные до абсолюта. Но между сторонами кадра противопоставление, которое делает снимок интересным.
1 бал2 бала3 бала4 бала5 балов (3 голосов, рейтинг: 5,00 из 5)
Загрузка...

Пространство кадра в композиции: 2 комментария

  1. Вы, очень правильно сказали в статье, что правила- правилами, а их нарушение ведет к гениальности) Но, прежде чем нарушать их, нужно научиться их соблюдать! Только человек в совершенстве владеющей техникой, может позволить себе ее нарушить)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *