Что такое композиция

Часто слово «композиция» можно услышать в сочетании с прилагательными «музыкальная», «скульптурная», «архитектурная», «предметная». И в каждом случае это означает, что определённое сочетание фигур, архитектурных элементов, зданий, предметов, деталей интерьера и прочего образует нечто целостное.

Наша задача заключается в том, чтобы научиться видеть отдельный кадр как сочетание элементов, взаимодействующих между собой.

Трактование композиции как свода правил, следуя которым можно получать удачные кадры, ошибочно. Выполнение или нарушение этих правил не прибавляет и не убавляет «композиционности». Композиция как сочетание элементов существует всегда.

Композиция в фотографии — это всё, что есть в вашем кадре.

фото P J Hansen @flickr.com
фото Yogendra174 @flickr.com

Например, вы фотографируете закат на море. Все элементы снимка — берег, море, небо, солнце, его лучи, линия горизонта, красноватый закатный оттенок — относятся к его композиции.

Рассмотрим пример посложнее — портрет человека. Как крупно вы решили изобразить портретируемого? Покажете в полный рост, по пояс или только лицо? Человек будет в центре кадра или с краю? Куда он смотрит, в какой позе его тело, что делают руки, какое выражение на его лице? Какие эмоции выражает ваш портрет? Вопросов можно задать очень много. Если ответить на все, то вы поймёте, из чего состоит композиция этого кадра.

Говоря о портрете, мы упоминаем настроение, ведь фотография может вызывать эмоции. Например, кадр, в котором преобладает чёрный цвет, тёмные оттенки, кажется нам мрачным, тяжёлым, может вызывать уныние, тревогу. И наоборот: светлый кадр кажется нам лёгким, воздушным, позитивным. Цветовое решение кадра тоже относится к составляющим композиции.

Получается, что композиция — это:

  • то, ЧТО мы показываем
  • то, КАК мы это показываем
  • что мы хотели этим СКАЗАТЬ

Если подробно ответить на эти вопросы, рассматривая кадр, можно достаточно точно рассказать о его композиции. Если задать себе эти вопросы непосредственно перед тем, как сделать кадр, то можно значительно улучшить свои снимки. В идеале, именно так и рождается хорошая фотография. По ходу нашего курса мы будем учиться задавать и решать подобные вопросы, совершенствуя тем самым свои умения.

Что мы узнали о композиции?

Во-первых, композиция — это предметное содержание нашего кадра. То есть то, что мы видим на картинке: стул, стену, человека и т.д.

Во-вторых, это то, каким образом организовано наше содержание. Например, в центре кадра у нас стул, а на нем сидит человек, он откинулся на спинку, повернул голову в сторону и смотрит вверх, не в камеру. И мы сняли его прямо, не сверху и не сбоку. И отошли подальше, чтобы он стал маленьким по сравнению со всем пространством на фото.

В-третьих, это цель, с которой мы всё это сделали. На нашем примере мы сознательно «уменьшили» человека и «убрали» окружающие предметы, показывая, что он одинок. И усилили это негативное впечатление, сделав кадр достаточно тёмным.

Резюмируя вышесказанное, композиция — это организация содержания кадра с целью передачи замысла.

Анализ — основа понимания композиции

Чтобы передать своё видение мира, у фотографа есть свет, цвет, он может менять точку съёмки и другие элементы, использовать разные приёмы. Все эти элементы в сочетании образуют композицию кадра. Композиция — основополагающее понятие в фотографии. Это наполнение кадра, решение, которое принимает фотограф перед нажатием на кнопку, видение сюжета глазами и мыслями фотографа, придание снимку смысла, управление эмоциями и чувствами.

Композицию условно можно разложить на составляющие элементы и законы их взаимодействия, научившись замечать которые можно создавать художественные кадры, притягивающие взгляд.

Сами элементы композиции — не выведенные в лаборатории формулы, а закономерности, подсмотренные у природы. Это отражение способов человеческого восприятия.

Анализ — это наш главный инструмент. Он поможет, во-первых, понять, из чего строится кадр. Во-вторых, композиционный анализ поможет работать над собственными снимками. Ваше первое задание будет связанно именно с анализом снимков. Наша задача — постараться увидеть составляющие кадра, разобрать его по косточкам.

А теперь возьмём три фотографии и попробуем детально их проанализировать. Анализ любого кадра можно делать по такому плану:

  • предметное содержание;
  • преобладание светлого/тёмного;
  • контраст;
  • цвет;
  • статика/динамика;
  • главное/второстепенное;
  • ощущения, ассоциации, эмоции, вызываемые кадром.
Кадр №1

Перед нами прозрачная пиалка с ягодами и листочком мяты. Это натюрморт, очень светлая картинка. Здесь яркий белый фон, ягоды хорошо освещены. Даже чёрные ягоды из-за бликов создают впечатление обилия света. Картинка контрастная. Цвета яркие, насыщенные. Все цвета выделяются на фоне друг друга. Ничего не сливается.

Это статичный кадр.

В кадре есть главные элементы — ягоды и мята. Они выделяются на ярко-белом фоне и на фоне прозрачной воздушной пиалки. Пиалка здесь второстепенна.

Кадр позитивный. Яркие цвета радуют глаз. Ягоды как будто настоящие. Создается ощущение, что они сочные и вкусные, хочется их съесть. Зелёный листик мяты придаёт свежесть.

Кадр №2

В кадре танцующая пара. Действие происходит на некой арене. Видны зрители и другие танцоры. Яркий свет прожекторов.

В кадре много как светлых, так и тёмных зон, примерно поровну. Но яркий свет прожекторов и сильные блики создают ощущение того, что кадр светлый. Светлое перевешивает.

Кадр контрастный, цветов немного, но они яркие. Основной акцент на красном платье партнёрши и чёрном костюме партнёра. Все остальные цвета на их фоне блеклые.

Хотя мы видим застывшее движение, кадр очень динамичный. Яркие чёткие позы сразу говорят нам, что это танец, движение. Этому же способствует напряжённо-драматичное выражение лица танцора.

Главное здесь, конечно, танцующая пара. Их танец. Весь кадр о движениях и эмоциях.

Помимо выразительных поз, это подчёркивает яркий свет, идущий сзади. Ореолы придают кадру живости, создают эффект присутствия. Они же как бы очерчивают танцующую пару.

Кадр №3

Перед нами городской пейзаж. Невысокие дома, ничего выдающегося. Обычный городской квартал.

Преобладают светлые оттенки.

Кадр неконтрастный. Все цвета приглушённые.

Динамика отсутствует. Это статичный кадр.

В кадре ничего не выделяется. На переднем плане крупный забор, который занимает большую площадь кадра, но он совсем невыразительный, такой же бледный, как и остальное содержимое кадра. Здесь всё сливается в однородное плоское изображение.

Кадр очень спокойный. Нет ярких пятен или резких линий. Это город, но мы не видим людей или машин. Возможно, это раннее утро. А можно представить, что это брошенный город. Картинка светлая, но может вызвать и чувство уныния.

1 бал2 бала3 бала4 бала5 балов (3 голосов, рейтинг: 5,00 из 5)
Загрузка...

Что такое композиция: 1 комментарий

  1. Я предпочитаю композиции, где присутствуют люди, в крайнем случае животные. Причем живые существа всегда на переднем плане. Такие фото мне удаются лучше всего. Хотя на фото в статье натюрморт вдохновляет попробовать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *