Портрет основы. Виды портрета

Уделив внимание основным техническим моментам, самое время поговорить о том, какие виды портрета бывают и об основных особенностях каждого из них. Не секрет, что портреты бывают самые разные, у этого жанра есть свои направления. Мы поговорим о самых основных.

Детский портрет

Детская фотография — это набирающий все большую популярность жанр. Кто-то считает его сложным, кто-то, наоборот, считает, что снимать детей легче, чем взрослых. В работе детского фотографа есть, определенно, и свои плюсы, и свои минусы. С одной стороны, маленькие дети — настоящий фонтан эмоций. Казалось бы — снимай не хочу. Но не тут-то было. Зачастую съемка маленьких детей — это настоящее испытание, ведь они настолько непоседливы! Дети могут отлично позировать, а через секунду их настроение меняется, они капризничают, рыдают, всем своим видом показывая, что процесс им больше не интересен.

1

Фотографируя маленьких детей, очень важно иметь рядом помощника. Часто такими помощниками выступают родители, которые хорошо чувствуют поведение ребенка, знают, как его заинтересовать, развеселить, как успокоить. Помощники при этом должны находиться за фотокамерой и делать там что-нибудь интересное: суетиться, бегать, прыгать, корчить смешные физиономии, тем самым привлекая внимание ребенка.

2

Очень полезен будет дополнительный реквизит для таких съемок — любимые игрушки, книжки с картинками прекрасно подойдут. Один мой маленький клиент как-то очень не хотел фотографироваться. Его ничто не брало, ни увещевания родителей, ни игрушки. Выйти из положения, как это ни странно, помог свежий номер журнала «Vogue». За то драгоценное время, что малыш с вниманием и восторгом рассматривал последние модные коллекции, я успел сделать несколько отличных кадров. Журнал после этого был беспощадно уничтожен детскими ручками, но что ж… Искусство требует жертв! Кстати, сейчас перед вами как раз этот персонаж:

3

Одежда — крайне важный элемент в детском портрете. Она может обозначать определенный момент фотографирования (например, специальные рубашечки для крещения) или подчеркнуть индивидуальность ребенка, создав неповторимый образ.

Очень важно снимать при съемке детей находиться на уровне их взгляда. Для этого нередко придется поприседать, а иной раз и поваляться на полу/земле.

4

В детских портретах оптимальнее всего использовать мягкое, рассеянное освещение. Например, если вы фотографируете ребенка дома, то очень кстати будет использование света от окна. Если проводите съемку в студии, то лучше всего использовать максимально простую схему освещения, поскольку дети очень активны и далеко не всегда могут подолгу сидеть в одной позе. Очень часто я использую свет большого октобокса, который позволяет мне получить большой поток рассеянного света, освещая очень большую область.

5

Более подробно о детской съемке вы сможете узнать из авторского курса Ляли Гарбуз «Учимся фотографировать малышей и малышек», на который сможете записаться в нашей фотошколе.

Деловой портрет

Деловой портрет относится к публичному типу портрета и находится в сфере коммерческой фотографии. Фотографии, выполненные в этом формате, являются визитной карточкой фирм, и используются в рекламных проспектах компании, фотогалереях на корпоративных сайтах, журнальных интервью и так далее.

Съемка делового портрета — дело, требующее основательной подготовки, быстрых и четких действий. Директора, топ-менеджеры — люди с плотным графиком, поэтому уделить на съемку они способны, как правило, не более получаса. И это в лучшем случае. Готовясь к таким съемкам, которые зачастую проходят на территории заказчика, я уже знаю, какой объектив я буду использовать, буду ли снимать с накамерной вспышкой или более мощным источником импульсного света со специальными насадками, как буду расставлять свет, нужны ли мне будут ассистент и визажист для работы и многие другие нюансы.

В большинстве случаев вы лишены возможности познакомиться с героем своей съемки заранее, поэтому приходится делать анализ внешности уже на месте, что также требует определенных навыков и мастерства. Кроме того, вы должны оценить интерьер, окружающую обстановку и выбрать место (или несколько) для съемки наиболее выигрышных с вашей точки зрения фотографий. Хорошо, если удается использовать какие-то дополнительные аксессуары в качестве дополнения к имиджу.

6

За то короткое время, что выделяется на съемку, необходимо добиться главного — показать в портрете личность, раскрыть характер, продемонстрировать основные качества, уверенность и доброжелательность. Главная отличительная черта — строгость, обязательное соблюдение правил делового этикета в одежде и прическе.

Съемка делового портрета редко проводится в рост. В большинстве случаев это крупноплановые и погрудные портреты, хорошо показывающие мимику лица, форму одежды. Несмотря на то, что в подобных портретах есть определенный регламент, стоит добиваться того, чтобы каждая подобная фотография была индивидуальна и не была такой скучной, как фотография на паспорте.

7

Жанровый портрет

Жанровый портрет является одной из частей жанровой съемки и представляет снимок человека в привычных для него естественных условиях, выхваченный момент из повседневной жизни. Этот вид фотографии является достаточно сложным, но одинаково почитаем как профессионалами, так и любителями.

Самое главное, что должен уметь жанровый фотограф — это оказаться в нужное время и в нужном месте. С фотоаппаратом, разумеется. Эмоции, поведение и одежда героев, ситуация, в которой они находятся — вот те составляющие, которые работают на конечный результат, и которые фотограф сознательно использует в своей работе. Обычно при жанровой съёмке фотографируемый знает, что его снимают, поэтому в случае недовольства с его стороны очень важно уметь найти общий язык и достойно разрешить ситуацию, не доводя ее до конфликта.

8

Лучше всего, конечно же, когда люди, которых вы снимаете, настолько увлечены своими делами, что перестают замечать вас. В таких случаях вы гарантированно получите фотографии с естественными эмоциями. Такого результата можно добиться, пробыв на месте съемки достаточно долго, чтобы окружающие смогли привыкнуть и к вам, и к камере.

9

Жизненности жанровому портрету добавляет и всё то, что окружает портретируемого. Место, в котором находится модель, играет очень важную роль в этом виде съемки. То же самое касается одежды и аксессуаров — они работают на образ не меньше, чем человек, которого вы фотографируете.

10

Семейные и групповые портреты

В последнее время мода на семейные портреты стала возвращаться, и это не может не радовать. Действительно, приятно уметь в домашней коллекции несколько красивых фотографий своей семьи, которые всегда приятно рассматривать.

Неважно, фотографируете ли вы семью или просто группу людей с общими интересами, вам нужно, чтобы внимание на фотографии уделялось каждому человеку. Этому может способствовать, к примеру, одежда, которая при съемке групповых или семейных портретов должна гармонировать у всех участников съемки. Стиль может быть каким угодно — неформальным, спортивным, деловым. Главное, чтобы в этом стиле была представлена вся группа участников съемки.

В этом плане очень удобно фотографировать свадьбы — как правило, все гости одеты нарядно, и не стоит переживать за ненужное стилистическое многообразие.

11

Управлять группой людей сложнее, фотограф выступает в своеобразной роли хореографа, который указывает, что и как делать. Если людей много, то иной раз придется понапрягать свои голосовые связки, чтобы все вас услышали и внимали вашим просьбам. Однако не стоит изо всех сил орать на людей, потому что некоторые в лучшем случае решать, что у вас не все в порядке с нервами. Если есть сомнения, как ставить людей на фотографии, вспомните уроки композиции и расставляйте их согласно уже известным композиционным правилам. В большинстве случаев это прекрасно работает.

12

Кроме того, знание шаблонов может в определенных случаях натолкнуть вас на интересную идею и, кто знает, может именно вы изобретете новую форму совершенной композиции в групповом портрете.

В любом семейном или групповом портрете обязательно должен быть определенный ритм. Не стоит располагать объекты съемки на одном уровне. Хорошо, если кто-то из них сидит, другой стоит, третий, допустим, облокотился на стенку. Да, конечно, не всегда получается избежать статичности, например, при съёмке больших свадебных групповых портретов, но старайтесь, чтобы ваши фотографии выглядели более живо. Не стоит размещать одних людей на большем расстоянии, а других на меньшем. Старайтесь, чтобы между всеми участниками снимка было приблизительно одинаковое расстояние.

13

Как снимать пары

Очень часто на фотографиях пар можно заметить, что людей просто снимают на одном уровне друг к другу. Запомните, что в основе построения композиции при съемке пар лежит единственный принцип — один человек должен находиться несколько выше другого. Согласно основному правилу рот более высокого человека должен находиться на уровне лба или глаз другого человека. Хорошо, если оба человека будут располагаться друг к другу под углом примерно 45 градусов. Можно экспериментировать, двигая персонажей ближе или дальше друг от друга.

14

Также я бы хотел затронуть тему освещения. Говоря о семейном портрете, мы наверняка имеем в виду спокойную атмосферу. Таким же в идеале должно быть и освещение — ровным и мягким. С жестким светом справляться трудно и при съемке одного человека. Представьте себе, насколько трудно это делать при семейных съемках. Представьте себе съемку семейной пары в ожидании малыша и на фоне этого полный «жесткач» по свету с резкими тенями и контрастными переходами. Думаю, вы согласитесь, что такое решение — не лучшее для подобных съемок. При съемке семейных пар в студии, как и в случае с детьми, я использую большую рассеивающую насадку октобокс, которая помогает мне получить равномерное рассеянное освещение на всех участниках съемки.

15

В групповых портретах я часто экспериментирую. Например, при съемках музыкальных групп я использую как жесткие, так и рассеянные источники света, что позволяет мне получать разные результаты в зависимости от поставленных задач.

16

Свадебный портрет

К свадебному портрету в нашей стране относятся очень противоречиво. Одни считают свадебную фотографию «левой» подработкой, а свадебных фотографов — «бомбилами», бессовестными сборщиками денег с людей. Другие, наоборот, считают свадебную фотографию привлекательной не только с коммерческой точки зрения, но и в плане искусства. Нельзя отрицать — свадебная фотография уже давно стала самостоятельным жанром. Работы признанных мастеров этого жанра поражают красотой, это действительно отдельный вид искусства. Посмотрите хотя бы пару работ мастеров этого жанра — Александра Ноздрина и Екатерины Алешинской:

17

Фото Александра Ноздрина

18

Фото Екатерины Алешинской

Свадебный фотограф может научиться очень многому. В первую очередь, многообразие касается видов съемок — это и портреты, и пейзажи, и натюрморты, и репортаж, и жанр. Столько много жанров фотографии пересекаются в одном виде съемки! Кроме того, вы постоянно снимаете и в помещениях, и на улице, учитесь искать подходящие места, ракурсы, позы. Всё это очень непросто. К концу съемочного дня количество отснятого материала у профессионального «свадебщика» может достигать более двух тысяч кадров. А ведь материал еще нужно рассортировать и обработать. Многие после съемок занимаются версткой свадебных книг, выступая ко всему прочему еще и в роли дизайнеров.

19

Естественное, главные герои свадебных снимков — это жених и невеста. Родственников и гостей объектив также не должен обходить вниманием, но свадебная пара — всегда во главе дня. Это их праздник, их эмоции, и всё в этот день делается для них. Невесты в этот день мечтают затмить всех, поэтому ваша задача уделить красивым портретам невесты повышенное внимание. Как правило, над образом невесты долгое время «колдуют» визажисты и стилисты по прическам, однако они не могут скрыть всех дефектов внешности при их наличии. Ваша задача — показать невесту на снимках в лучших ракурсах, в лучшем освещении. Женихи, как и все мужчины, в большинстве случаев сдержанны в эмоциях, охотно предоставляя невестам право быть «на первых ролях» в свадебных фотосессиях.

20

Есть множество споров о том, что лучше — постановочные снимки или репортажная хроника свадебного дня. К примеру, американские фотографы тяготеют к репортажу, тогда как европейская школа свадебной фотографии очень уважает постановки. В идеале, если у вас будут такие постановочные фото, которые будут выглядеть как жанровые, то есть выхваченные из мгновений свадебного дня сценки. Сделать это очень сложно, но при наличии определенного опыта можно добиваться необходимых результатов.

21

Лично я очень люблю постановочные фото, в моей голове всегда есть набор определенных поз, которые я использую в свадебной фотографии. В идеале хорошо добиваться золотой середины, чтобы в вашей съемке присутствовал и репортаж, и постановочные фото.

Fashion и beauty-портреты

Портреты, которые смотрят на нас с рекламных плакатов, страниц журналов. Все они нам отлично знакомы. И многих фотографов поражает качество, с которым они сделаны (особенно если дело касается зарубежных работ). Действительно, реклама знаменитых брендов — это лучшие модели, лучшие стилисты и, конечно же, лучшие фотографы.

«Модная» фотография — самый смелый и самый продвинутый жанр. Я считаю, что именно в этом направлении происходят самые умопомрачительные эксперименты. Это касается и постановок света, и одежды, и поз моделей, и кадрирования портретов. Достаточно часто в работе признанных мастеров жанра, можно увидеть самые неожиданные, казалось бы неправильные кадры. Но, как я уже говорил, чтобы дойти до нарушения правил, их нужно самым тщательным образом изучить.

22

23

24

Специально для учеников курса ниже представлены дополнительные статьи по обработке, раскрывающие некоторые профессиональные секреты мастерства.

Зачем нужна ретушь

Имея огромное желание сделать курс еще интереснее и увлекательнее, а также учитывая пожелания многих студентов, я решил затронуть обширную тему обработки портрета. В своих комментариях к работам я часто рекомендую что-то подправить в графическом редакторе с целью сделать картинку лучше – у кого-то это получается, у кого-то не очень. Моя цель – в цикле статей-уроков поделиться с вами секретами обработки, которые пригодятся как начинающим свое общение с Adobe Photoshop, так и более опытным студентам. Для наглядности каждая статья будет сопровождаться поясняющими картинками-иллюстрациями, без которых в такой теме, как обработка, будет не обойтись. Заранее прошу прощения, если статьи покажутся вам несколько сумбурными – именно поэтому они будут размещаться в нашем обновленном форуме, где вы сможете задать любые уточняющие вопросы по ним.

Перед тем, как мы перейдем непосредственно к изучению различных приемов обработки, предлагаю порассуждать на тему ее актуальности и ответить на вопрос «Зачем нам нужно обрабатывать фотографии?»

Очень многие до сих пор думают, что обрабатывать фотографии не нужно – мол, кругом сплошное засилье «зафотошопленных» (заметьте, как въелось в наш язык это слово) фотографий, и, к тому же, не стоит портить естественный вид снимка вмешательством извне. Но позвольте! Вспомните «плёночные времена» — многие отдавали предпочтение определенным видам пленок. Каждая из них давала свою неповторимую характерную картинку! Да и проявка фотографий вручную также позволяла добиваться различных результатов. Так что обработка в том или ином виде существовала и до появления графических редакторов.

«Перефотошопленных» снимков на просторах Интернета стало действительно очень много, и это накладывает отпечаток на отношение людей к обработке. Многие начинают заочно считать, что Photoshop – это зло. Позволю привести когда-то услышанную мной отличную цитату: «Превосходное владение Фотошопом заключается в том, что когда ты смотришь на снимок и не видишь в нем Фотошопа». На мой взгляд, эти слова должны определять баланс нашего вмешательства в снимок.

В качестве «отпугивающего» фактора выступает и время, которое тратится на обработку. С этим поспорить сложно. Обработка снимков зачастую очень и очень муторное занятие. Особенно при съемке портретов. Вы можете потратить час на съемку, сделать классный портрет, а затем убить несколько часов на ретушь. Профессиональные ретушеры зачастую проводят за обработкой одного (!) снимка не один день (!!). Я, к примеру, уже после часа сложной обработки начинаю дёргаться, что уж говорить о нескольких? К сожалению, мы еще не доросли до уровня запада, где ретушер – это отдельная профессия, которая хорошо оплачивается. У нас же во многих случаях фотограф – и чтец, и жнец, и на дуде игрец. Мы организуем съемки, продумываем детали, реализуем, а потом не спим ночами, обрабатывая полученные снимки. Это ОЧЕНЬ тяжело, поэтому у многих начинающих фотографов элементарно не хватает терпения, возникает желание продать камеру, объективы, вспышки, стереть Фотошоп и объявить его создателей сектантами.

Но что это я всё запугиваю? Есть же у обработки и позитивная сторона? Безусловно! Иначе бы не было смысла начинать наш разговор на эту тему.

25

Грамотная обработка способна повысить художественную ценность снимка. Причем это может касаться и легкой обработки – пара штрихов в Лайтруме, и снимок уже может заиграть, стать гораздо более привлекательным для зрителя. К примеру, простым тонированием (приданием фотографии определенного тона) вы можете радикально изменить настроение снимка. В качестве примера приведу вот такую фотографию:

26

Как видите, здесь я специально использовал холодные оттенки синего, чтобы добиться минорного настроения, внести в снимок элемент таинственности.

Следующая фотография подверглась более сложной обработке, но и здесь не обошлось без тонирования – добавление теплых оттенков придало снимку необходимой знойности, поскольку мне хотелось создать ощущение жары:

27

Портретная ретушь хоть и сложная, но приносящая эффектные плоды работа. Я бы сравнил ее с огранкой камней – из невзрачного казалось бы куска породы можно сделать красивое изделие. А что можно сделать с красивым изделием? Его можно как просто показывать, так и выставлять, а также продавать. Отсюда следующий реверанс в сторону важности обработки. Ретушь очень сильно влияет на коммерческий потенциал ваших снимков! Люди готовы платить за красивые картинки! Если вы ставите перед собой цель в дальнейшем (а, может, уже сейчас) зарабатывать фотографией деньги, то запомните, что портретная ретушь будет особенно важна. Учиться обрабатывать фотографии, на мой взгляд, нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Наверняка вам интересно, сколько я трачу на обработку снимков. Отвечу расплывчато – по-разному. Даже среднего значения не скажу – могу за 15 минут сделать снимок, а могу потратить полдня на фотографию. Больше всего времени обычно занимают крупноплановые женские портреты, где огромное внимание уделяется коже. Чем хуже ее состояние, тем больше времени уходит на ретушь. А можно провести и не один час просто в раздумьях над тем же тонированием – пробуя, прикидывая, используя различные варианты.

Существует ли у фотографов определенный стиль обработки? Скорее да, чем нет. Необязательно, что он авторский. Каждый из нас рано или поздно подбирает собственный набор приемов, инструментов, плагинов, которые позволяют оптимизировать работу и получать грамотный результат, устраивающий как самого фотографа, так и зрителя. Углубленные знания Фотошопа наверняка позволят вам в будущем создавать собственные приемы обработки, а пока мы разберемся в еще одном вопросе.

С чего начать?

Начать, в первую очередь, нужно со съемки в RAW-формате. Если вы до сих пор этого не делаете, то настоятельно рекомендую, поскольку в таком случае перед вами откроются дополнительные преимущества обработки сырого цифрового негатива. При этом вы не будете терять в качестве, как при работе с JPEG’ом. В настоящее время существует много различных конвертеров, из которых наиболее известными являются Adobe Camera Raw, Adobe Lightroom, Capture One и Aperture. Мне удобнее всего пользоваться Лайтрумом – это серьезный конвертер полного цикла обработки, в котором можно сделать очень многое, не прибегая затем к дополнительной помощи Фотошопа.

28

Многие допускают ошибку, конвертируя из RAW-файла JPEG, чтобы продолжить обработку в Фотошопе. Если вы не хотите терять качество при обработке, то советую вести ее в 16-битном TIF’e. Эти файлы очень много весят, но поверьте – лучше формата для обработки после RAW придумать сложно. Кроме того, после завершения ретуши вы спокойно можете перевести файл в 8-битный режим, а затем сохранить его в любой формат, включая JPEG. Вот так выглядит диалоговое окно Лайтрума перед конвертацией файла в Adobe Photoshop:

29

Далее я не буду заострять внимание на Лайтруме. Если вам интересно подробно изучить работу в этом конвертере, то сделать это можно, пройдя курс «Lightroom. Основы» в нашей фотошколе, который ведет замечательный специалист и педагог Владимир Котов.

А из моего сегодняшнего монолога вы наверняка поняли, что обработка – это дело сложное, нередко очень долгое, требующее терпения, но вместе с тем полезное и необходимое. В дальнейших статьях я не буду полностью рассказывать про Фотошоп – существует масса книг и онлайн-материалов, в которых описывается функционал его инструментов. Статьи, которые вы будете изучать в дальнейшем, будут посвящены конкретным приемам, которые вы сможете применять при обработке портретов. Искренне надеюсь, что они помогут сделать ваши снимки лучше!

Маски слоя

Очень часто при проверке работ я сталкиваюсь с моментами, когда хочется применить к фотографии локальную коррекцию – сделать контрастнее глаза, подсветить ненужные тени, добавить отдельным участкам яркости и т.д. К примеру, когда я прошу учеников добавить яркости к лицу персонажа в снимке, то большинство из них поднимает ее общий уровень (например, используя инструмент Brightness/Contrast), результатом чего становится слишком светлая и бледная картинка. То же касается, например, контраста или заполнения теней. Что же делать, если нам нужно сделать коррекцию какого-либо отдельного участка фотографии? Для этого Photoshop обладает отличной возможностью – использованием масок слоя. Давайте разберемся на конкретном примере, как это работает.

Возьмем в качестве примера фотографию, сделанную одной из наших студенток.

30

Как видно, перед нами вполне прилично скомпонованный портрет, однако в результате съемки с сильным контровым освещением лицо героини получилось заметно затененным. Вполне логично, что нам хочется поднять яркость, поэтому давайте попробуем так и сделать. Для этого воспользуемся уже вышеупомянутым инструментом Brightness/Contrast, увеличив значение яркости до 80 (к слову, для повышения яркости лучше всего пользоваться инструментом Curves, о котором я скажу чуть ниже):

 

Очевидно, что ситуация улучшилась – лицо выглядит хорошо проэкспонированным, стал более читаемым светотеневой рисунок, взгляд более выразителен. Однако вместе с тем мы подняли яркость и заднего плана. А если нам это не нужно? Хочется оставить более темный задник? Вот теперь начинается самое интересное.

Возвращаемся в меню History в начало (Open). Создаем копию слоя исходной картинки (перетягиваем слой Background на иконку Create a New Layer внизу палитры Layers, либо жмем на слое Background правой клавишей и затем Duplicate). Вы увидите, что над основным слоем Background появится его копия Background copy. С ней мы и будем работать:

32

Теперь начинаем делать коррекцию яркости. Выбираем инструмент Curves (Image/Adjustments/Curves) и увеличиваем яркость, поднятием правой части кривой (то есть там, где расположены яркие участки изображения). Она будет выглядеть вот так:

33

Жмем «ОК» и видим, что наша картинка стала намного ярче. При этом мы не забываем, что нам нужно сохранить темный задний план. Внизу палитры «Layers» находим иконку «Add Layer Mask» и щелкаем по ней. Рядом с картинкой на копии слоя появится белый квадратик – маска слоя. Кликаем на маске, сделав ее активной, затем инвертируем ее, нажав комбинацию клавиш Ctrl-I, после чего квадратик изменит цвет на черный, а многие схватятся за сердце, потому что все созданные нами изменения пропадут, а на экране вновь окажется исходный снимок. Однако вы можете заметить, что рядом с инвертированной маской по-прежнему осталась картинка с изменениями – это означает, что мы просто «спрятали» нашу коррекцию под маской, и теперь можем локально проявлять ее там, где нам хочется.

34

Выбираем кисть (инструмент Brush) с растушеванными краями, в качестве основного ставим белый цвет (клавиша “D”) и начинаем аккуратно рисовать кисточкой на лице. Вы увидите, что наша скорректированная яркость начинает «проступать» наружу.

35

Таким образом, обрабатываем все нужные нам участки – вы увидите, что на маске они будут выделяться белым цветом.

К слову, если Вы хотите делать в отдельных участках более сильную яркость, а в других более слабую, то этот параметр можно варьировать, изменяя непрозрачность инструмента Brush (вверху увидите меню Opacity – чем меньше значение, тем меньше «сила воздействия» кисти). Немного поработав кистью, я сделал ярче лицо, волосы и мех на куртке, после чего «склеил» слои в один (Layer/Flatten Image).

Картинка стала выглядеть лучше, но я бы добавил еще легкого заполнения теням, проявив больше деталей на одежде, глазах и на шляпе. Создаем еще раз копию слоя, выбираем инструмент Shadow/Highlights (Image/Adjustment/Shadow/Highlights), установки делаем по вкусу. Моё окошко в данном случае выглядело вот так:

36

Жмём «ОК», а затем привычно создаем маску, инвертируем ее и рисуем белой кистью в тех местах, где нам хочется проявить тени.

37

Склеиваем слои.

Напоследок я бы добавил этому снимку чуть больше контраста, а в ходе работу хочу вас познакомить с так называемыми корректирующими слоями. Внизу палитры Layers находим иконку Create new fill or adjustment layer, в появившемся меню выбираем Curves. В появившемся окне «рисуем» S-образную кривую для небольшого повышения контраста. Выглядит она в данном случае так:

38

Как только мы нажмем «ОК», то увидим, что картинка стала контрастнее. При этом вы заметите еще одну особенность – у вас создался отдельный слой, на котором применен инструмент Curves и при этом маска слоя уже создана автоматически (это особенность всех корректирующих слоев). Инвертируем ее, выбираем белую кисть и «протираем» ей те участки снимка, которые нам хочется сделать поконтрастнее.

39

Вот и всё. А теперь, давайте-ка сравним первоначальный вариант и тот, что у нас получился в конечном итоге:

40

41

Как видите, мы применили локальную коррекцию только к модели, не затрагивая фон!

Важный момент! Вы можете также работать и на белой (неинвертированной) маске черной кистью (черный цвет устанавливается с помощью клавиши «X»), таким образом проявляя на картинке участки ДО коррекции. Черную кисть можно применять и в инвертированной маске – если, к примеру, вы решите, что в каких-то участках перебрали с проявлением коррекции. То есть, черная кисть полный противовес белой.

Использование масок изменит ваш взгляд на обработку снимков – мы рассмотрели лишь небольшой пример повышения яркости и контраста. Не бойтесь экспериментировать и открывать для себя новые возможности масок и удивительной программы Adobe Photoshop!

Голливудская улыбка

Освоив такую важную вещь, как маски слоя, мы можем теперь сосредоточить свое внимание на различных приемах и тонкостях обработки портрета. Эта мини-статья будет посвящена такой замечательной вещи как улыбка. Очень многие из вас замечают, какими белоснежными выглядят улыбки моделей в рекламных или журнальных фотоснимках. Безусловно, кто-то действительно имеет белоснежные зубы, но, как правило, от естественного налета никуда не деться, а он может быть как легким, так и очень заметным, даже если человек регулярно чистит зубы. Обрабатывая портрет, многие хотят избавиться от него и делают это не слишком удачно. Сегодняшний прием, который мы рассмотрим, прост до безобразия – это один из немногих приемов, который я почерпнул из книг, но при этом немного изменил, чтобы сделать его еще проще. Итак, давайте же разберемся, как можно получить красивые белые зубы в кадре.

В качестве примера возьмем портрет, который я сделал в студии. Такой вот улыбчивый молодой человек:

42

На первый взгляд всё в порядке, но, сделав увеличение кадра, мы можем видеть, что на зубах есть небольшой желтоватый налет.

43

А теперь мы в считанные минуты (а при должной сноровке — секунды) избавимся от него. Добавляем новый корректирующий слой «Hue/Saturation» (под вкладкой «Layers» жмем иконку «Create New fill or adjustment layer», а затем из списка выбираем нужный слой):

44

Перед вами откроется поле нового корректирующего слоя, который отвечает за насыщенность оттенков. Поскольку зубной налет имеет желтый оттенок, то в окошке «Edit» мы выбираем «Yellows», а затем сдвигаем ползунок «Saturation» максимально влево. Таким образом, мы полностью убрали желтый оттенок из кадра:

45

Добавить яркости можно, смещая ползунок «Lightness» в сторону:

46

Зубы стали выглядеть идеально! Но мы убрали желтые оттенки во всем снимке, а нам нужно сосредоточиться только на улыбке. Тут-то нам и пригодятся новые знания в области масок слоя. Как видно, корректирующий слой «Hue/Saturation» уже имеет маску, поэтому нам остается ее только инвертировать:

47

Активируем маску, нажав на нее, а затем жмем комбинацию клавиш «Ctrl-I». Маска станет черной, а фотография примет свой исходный вид. После чего выбираем белую кисть («Brush») с мягкими краями, активируем маску и аккуратно протираем зубы. Чтобы оперативно изменять размер кисти во время работы, используйте клавиши “[“ и “]” (буквы «х» и «ъ»).

48

Если зубы получаются слишком белыми, неестественно яркими, то всегда можно понизить прозрачность слоя с помощью ползунка «Opacity»:

49

Ну вот и всё! Как видите, всё гениальное просто. Напоследок сравним начальный и конечный вариант фотографии:

50
Дополнительная литература по теме урока

Фотографии Энни Лейбовиц
Фотографии Константина Андрюхина
Фотографии Ляли Гарбуз
Фотографии Екатерины Алешинской
Фотографии Екатерины Ефремовой
Фотографии Максима Полубояринова
Фотографии Александра Ноздрина

1 бал2 бала3 бала4 бала5 балов (5 голосов, рейтинг: 5,00 из 5)
Загрузка...

Портрет основы. Виды портрета: 4 комментария

  1. Лично для меня, самый сложный — это детский портрет. Поймать момент и настроение ребенка, нужно пока он в благодушном настроении, ведь дети очень быстро устают, а родители, как правило хотят много разнообразных фотографий, и с такой игрушкой, и с другой, да много фантазий бывает… А ребенку надоедает сидеть.. Он начинает капризничать. Иногда приходится работать по несколько раз, небольшими промежутками времени..

    1. Катюша, детей действительно тяжело снимать. Но для контраста попробуйте поснимать животных )))

    2. На мой взгляд, как раз таки дети и старики самая беспроигрышная аудитория ))
      Самые сложные и интересные жанровые портреты.

  2. Портреты могут изображать людей, как подчёркнуто позирующих, так и в повседневной жизни — за каким-либо занятием. В некоторых исторических периодах целью портрета было запечатлеть и показать власть и могущество изображённых, поэтому был распространён так называемый « парадный портрет »; в другие эпохи художники более стремились отразить спонтанность, естественность и полноту жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *