Объективы NIKKOR: параметры, виды и выбор. Базовый курс Nikon: Урок №5

Мы продолжаем изучение зеркальных камер Nikon, и думаю, что большая часть вопросов, которая была у вас до курса, уже решена, но повторюсь, что для уверенного использования зеркальной камеры нужна прежде всего практика. Поэтому еще раз напоминаю о домашнем задании. Сегодня же мы поговорим об основе основ любого фотоаппарата — объективах.

Объектив по сути представляет собой группу линз, собранных в одной оправе. От модели к модели количество линз внутри может существенно отличаться, например, в модели 18-105 мм находится 15 линз, а в модели 50 мм /1.4 — почти в два раза меньше — 8. Конечно, размеры и конструктив каждого объектива зависят прежде всего от его назначения, но, перед тем как перейти к изучению характеристик и видов, я бы хотел затронуть вопрос важности оптики во всей фотографической системе. Очень часто встречается мнение, что замена используемой модели камеры на более совершенную существенно влияет на качество снимков. Конечно, отчасти это утверждение верно, потому как более «продвинутая» модель фотоаппарата будет быстрее работать во многих аспектах, матрица будет меньше шуметь при высоких ISO, да и общая износостойкость и ресурс будут выше. Однако следует помнить, что именно объектив формирует изображение, которое попадает на матрицу, и именно он в ответе за многие художественные эффекты. Поэтому, если вы думаете, что ваша камера исчерпала свой потенциал, попробуйте новый объектив — вполне возможно, что он все изменит. Теперь же давайте изучим, на какие параметры нужно обратить внимание в первую очередь. Начнем мы с фокусного расстояния.

Фокусное расстояние

Фокусное расстояние — одна из главных характеристик любого объектива. Оно определяет угол обзора и, как следствие, назначение конкретной модели. Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах и может быть указано как на передней оправе, так и на корпусе. Чем меньше фокусное расстояние, тем шире будет угол обзора и больше объектов попадет в кадр. При увеличении фокусного расстояния угол обзора будет уменьшаться, а удаленные объекты будут казаться ближе.

Если указан диапазон значений, то в руках у вас «зум»-объектив, то есть вы можете менять фокусное расстояние и угол обзора, не сходя с места. Если же указано одно значение, то это «фикс»-объектив — для изменения угла обзора нужно будет перемещаться самому фотографу. На зум-объективах фокусное расстояние можно менять с помощью вращения кольца на объективе. Обратите внимание, что в зум-объективах колец обычно два: одно отвечает за фокусное расстояние, а второе — за ручную фокусировку, о которой мы поговорим позже. А у «фикса» кольцо одно, и отвечает оно, как вы уже поняли, только за ручную фокусировку.

Условно по фокусному расстоянию все объективы можно разделить на широкоугольные, стандартные и телеобъективы. В целом, независимо от классификации вы можете использовать любой объектив, лишь бы он соответствовал вашей задаче. Однако стоит обратить внимание на то, что различные значения фокусных расстояний могут по-разному влиять на геометрические пропорции фотографии. Например, при меньшем фокусном расстоянии объекты на переднем плане будут казаться больше и расстояние до среднего и заднего планов визуально увеличится, что в некоторых случаях можно использовать как художественный эффект. А при большом фокусном расстоянии передний, средний и задний планы будут сжиматься, таким образом, визуально расстояние между ними может казаться существенно меньше.

Поэтому, если вы снимаете людей или вам просто нужны минимальные геометрические искажения, то лучше всего использовать объективы с фокусным расстоянием от 50 мм. Именно «полтинник» обладает наиболее близким к человеческому зрению характером изображения.

Эквивалентное фокусное расстояние

Еще одной темой, связанной с фокусным расстоянием, является такой термин, как «эквивалентное фокусное расстояние». Понадобиться оно может при сравнении фокусных расстояний в камерах с разным размером матриц. Как вы помните, в моделях до D300s включительно используются так называемые «кропнутые» матрицы, которые по сравнению с пленочным кадром в полтора раза меньше. А в камерах D600 и выше размер матрицы равен пленочному кадру. Именно поэтому, когда свет при одном и том же фокусном расстоянии попадает на матрицы разных размеров, картинка по углу обзора тоже разная. Чтобы получить одинаковые результаты, необходимо просто умножить фокусное расстояние камеры с «кропнутой» матрицей на полтора.

Использование такого термина, как «эквивалентное фокусное расстояние», может быть полезно, когда необходимо привести все к единой системе координат. Так, матрица камеры мобильного телефона имеет очень маленькие размеры, поэтому фокусные расстояния здесь также очень маленькие, например 6 мм. В этом случае очень сложно понять, как вам добиться такого же угла обзора на зеркальной камере. Но зная «кроп»-фактор, то есть во сколько раз матрица камеры в телефоне меньше пленочного кадра, вы можете просто умножить 6 мм на это число и получить эквивалентное фокусное расстояние (ФР 6 мм × кроп-фактор 6 = 36 мм ЭФР).

Светосила

Вторым важнейшим параметром любого объектива является его светосила. По сути светосила определяет, какое максимальное количество света может пройти через объектив и попасть на матрицу. Светосила зависит от трех вещей: диафрагмы, фокусного расстояния и качества линз. Указывается светосила обычно сразу после фокусного расстояния, и, так как наибольшее влияние на светосилу имеет как раз-таки диафрагма, указываются диафрагменные числа. В зависимости от модели на корпусе могут быть указаны как два числа, так и одно. Наибольшее значение для светосилы имеет то, насколько широко может открыться диафрагма, поэтому если указаны два числа, то это не возможный диапазон, а максимально открытая диафрагма при разных фокусных расстояниях. Если же указано одно число, то на это значение можно открывать диафрагму на всем диапазоне фокусных расстояний.

В зум-объективах обычно встречается переменная максимальная диафрагма на разных фокусных расстояниях, например, в качестве стандартного с камерой D7000 поставляется объектив с фокусным расстоянием от 18 до 105 миллиметров и максимальной светосилой 3,5 на 18 мм и 5,6 на 105 мм. Но существуют также «зумы» с постоянной максимальной светосилой, например 24-70, с возможностью открыть диафрагму на 2,8 на всем диапазоне. Такие объективы отличаются лучшим среди «зумов» качеством, но также и высокой ценой. Но если зум-объектив с постоянной максимальной светосилой отличается сложной конструкцией и высокой ценой, то в «фиксах» нет необходимости в постоянном перемещении линз, поэтому их можно сделать компактными, недорогими и с еще большим значением открытой диафрагмы. Например, фикс-объектив 50 мм с максимальной светосилой 1,4.

Фокусное расстояние и светосила

Фокусное расстояние и светосила являются основными параметрами объектива, поэтому при выборе фотооборудования им нужно уделить большую часть внимания. Во-первых, необходимо определиться, что вы будете чаще всего снимать. Если пейзажи или город, то, скорее всего, вам понадобится объектив с фокусным расстоянием до 35 мм, чтобы получить широкий угол обзора. Если же вы снимаете людей, то идеальным вариантом будет диапазон от 70 до 120 мм. А в случае съемки удаленных на некоторое расстояние объектов, например спортивного матча или концерта, нужно будет использовать объективы с фокусным расстоянием от 150 мм. Конечно, можно работать с универсальными объективами, например 18-200 мм, однако следует помнить, что любая универсальность ведет к компромиссам в качестве. Плюс ко всему не забывайте про светосилу: даже в лучших зум-объективах диафрагму можно открыть максимум на 2,8. Поэтому если вы недавно купили камеру и у вас еще нет светосильного «фикса», то я рекомендую его обязательно попробовать.

Маркировки: AF-S

Маркировка AF-S указывает на то, что внутри объектива есть собственный мотор фокусировки, именно он перемещает линзы при наведении на резкость. Такие объективы подходят для всех современных камер Nikon. Если же на объективе будет указано AF, то это значит, что фокусировочный блок в них будет перемещаться с помощью мотора в камере. Обратите внимание, что в камерах серии D3000 и D5000 встроенного мотора нет, поэтому с объективами AF будет доступна только ручная фокусировка. Практически все современные объективы Nikon имеют встроенный мотор, то есть обозначены маркировкой AF-S. Его использование положительно влияет как на скорость фокусировки, так и на расходование аккумулятора.

  

Маркировки: DX

Еще одна маркировка — DX — указывает на то, что данная модель предназначена для камер с «кропнутой» матрицей. Эти объективы имеют меньшие габариты и вес по сравнению со своими полноразмерными аналогами, что отлично сочетается с относительно небольшими размерами самих камер. Конечно, объективы DX можно использовать и с камерами D600 и выше, в которых установлены полноформатные матрицы, однако тогда камера будет задействовать только центральную часть сенсора.

Система стабилизации (VR)

Еще одно обозначение — VR (vibration reduction) переводится как «подавление вибраций». Это фирменная технология Nikon, с помощью которой можно снимать даже на относительно длинных выдержках и при этом избегать смазывания картинки. В объективе находится специальный блок линз, который перемещается в противоположную смещению камеры сторону, тем самым компенсируя ее дрожание.

В качестве примера мы сделали два снимка с выдержкой 1/15 с включенной функцией VR и без нее. Как видите, при отключенной системе VR мы получили смазанный из-за дрожания камеры снимок. Но при использовании этой функции учитывайте, что она работает только с дрожанием самой камеры. Если же перемещается объект съемки, то получить его резким на фотографии можно только с помощью более короткой выдержки. Функцию VR можно держать постоянно включенной – активироваться она будет только при нажатии на кнопку съемки.

Как видите, при использовании зеркальной камеры внимание нужно уделять и выбору объективов. Лучшее качество будут обеспечивать светосильные «фиксы», их плюсом также является невысокая стоимость по сравнению со светосильными «зумами». Модельный ряд объективов NIKKOR включает в себя очень большое количество самых разных объективов, и в одной лекции охватить их будет сложно. Поэтому если вы выбираете объектив или вам интересна конкретная модель, то я советую обратиться к преподавателю, он ответит на все дополнительные вопросы и при необходимости даст совет.

Все уроки курса «Базовый курс Nikon»

1 бал2 бала3 бала4 бала5 балов (3 голосов, рейтинг: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *