Портрет основы. Введение

Меня зовут Александр Хохлов, и я приветствую вас на курсе «Основы портретной фотографии». Некоторое время назад, первый раз взяв в руки фотокамеру, я уже знал, что хочу и буду заниматься фотографированием людей. Это оказалось далеко не простым занятием, но чем больше времени я посвящал и продолжаю посвящать изучению портретную фотографию, тем больше она меня затягивает и открывает новые горизонты.

Портретная фотография — неотъемлемая часть нашей жизни. Мы постоянно снимаем друзей, знакомых, случайных прохожих где бы то ни было: дома, в гостях, на работе, на улице, в поездках. И, как это часто бывает, когда мы берем в руки красивый фотоальбом или модный журнал, видим там потрясающие фотографии — драматичные, философские или, наоборот, кричащие цветами, стильные и гламурные. После чего в сознании многих всплывает определяющая фраза «Хочу снимать так же!»

В нашем курсе мы начнем воплощать ваши желания в жизнь, подойдя к съемке портрета как к художественному ремеслу, бесконечному и интереснейшему творчеству. Изучая уроки моего курса, вы узнаете:

какими качествами должен обладать хороший портрет;
какие типы портрета существуют;
как правильно строить композицию при съемке людей;
как работать с освещением;
тонкости позирования и многое другое.
Но для начала разберемся в самом главном вопросе.

Что же такое портрет?

Перед тем как приступить к изучению основ портрета, давайте разберемся, что же такое, собственно говоря, портрет. С технической точки зрения портретом можно считать любую фотографию человека. Однако используя только такое определение, мы будем подходить к портрету просто как к отображению сходства с человеком. Поэтому давайте копнём глубже!

Портрет как художественное произведение определяют ряд качеств, среди которых можно выделить выразительность, эмоциональность и стиль. Хороший портрет хочется рассматривать, изучать детали, почувствовать характер персонажа. Каждая портретная фотография должна нести в себе смысловую нагрузку — неважно, снимаете ли вы ребенка дома или большого босса в офисе. Наша общая цель — добиться того, чтобы ваши фотографии стали больше, чем просто изображениями людей, чтобы они стали обладать художественной ценностью.

Кого мы снимаем?

Мы с вами только начинаем изучать портретную фотографию, поэтому будет говорить в первую очередь не о съемках профессиональных моделей и обложках модных журналов. Хорошо, если вашими первыми «подопытными» будут друзья, близкие, знакомые — с кем легко завязать контакт и быть непринужденным, максимально сосредоточившись на технических моментах съемки.

Пару раз я слышал такую фразу от моделей: «Этот фотограф — мой друг, я не могу с ним нормально вести съемку, мы все время отвлекаемся на болтовню и попусту смеемся». Возникает вопрос — а чем лучше придти к незнакомому фотографу (или фотографировать неизвестного человека), не зная о нем вообще ничего? Да, есть люди, которым не составляет труда идти на контакт, но есть и такие, которые зажмутся, а заставить человека расслабиться на съемке и чувствовать себя непринужденно — целая наука.

Что нужно для того, чтобы снять хороший портрет?

Все наши уроки направлены на то, чтобы в итоге вы умели снимать качественные портреты что называется не задумываясь. Ниже перечислены основные факторы, на которые следует обращать внимание при съемке портрета. Какие-то из них будут описаны здесь, а некоторым мы уделим отдельные уроки:

Камера

Очень важно определиться, с какой камерой вы будете работать. Выбор камеры зависит от того, насколько серьезно вы в дальнейшем планируете заниматься фотографией.

Утверждение, что обычной компактной камерой нельзя снять хороший портрет — заблуждение. Зная, как строится кадр, как использовать имеющийся свет, можно добиться хороших результатов и с обычными «мыльницами». Тем не менее, основной принцип работы этих фотоаппаратов «навел — снял» с автоматическим определением фокуса и экспозиции не позволяют в большой степени использовать творческие возможности камеры. К тому же матрицы таких фотоаппаратов достаточно шумны, что делает съемку при низком освещении без вспышки практически невозможной, а без вспышки малый вес камеры легко передаст дрожание рук.

1

2

Зеркальные камеры раскрывают перед своими хозяевами большие возможности. Приемлемые цены, скорость работы, возможность смены оптики, ручной работы с экспозицией делают зеркальные камеры настоящим творческим инструментом.

3

4

Объектив

Вопрос, какой объектив использовать в портретной съемке, не редок и очень важен. Начнем по порядку.

При съемке крупнопланового портрета следует уделять повышенное внимание деталям лица человека, поэтому крайне важно, чтобы оно получилось не искаженным. Чтобы избежать геометрических искажений, фотографы используют длиннофокусные объективы (от 100мм). Не стоит использовать чрезмерно большие фокусные расстояния (более 300мм), поскольку в данном случае черты лица могут оказаться сильно сжатыми, а также потеряется контакт с тем, кого вы снимаете. Согласитесь, кричать, находясь за несколько десятков метров, чтобы ваш герой улыбнулся или наклонил голову, не очень удобно.

5

Снимать портреты в три четверти или полный рост лучше при помощи объектива со «стандартным» фокусным расстоянием — 50 или 85мм. Это позволит получить нормальную перспективу, потому что расстояние от фотокамеры до объекта съемки в таком случае больше, чем при съемке крупноплановых портретов.

6

7

При съемке групповых портретов нередко может понадобиться широкоугольный объектив. «Ширик» также можно использовать для достижения определенных задач, используя его искажения перспективы как творческую составляющую.

8

9

Зум или фикс?

На сегодняшний день зум-объективы более популярны, чем фиксы, за счет мобильной работы с фокусными расстояниями. Их выбор очень велик. Объектив с фокусным расстоянием 17-40 мм позволит вам снимать групповые портреты или портреты с искажениями перспективы; объектив 24-70 мм наиболее универсален (так называемый «штатник»), поскольку позволяет получать как общие, так и крупные планы; объектив с расстоянием 70-200 мм хорош для крупных планов и натурной съемки, когда вы не ограничены в пространстве.

Фиксы считаются более «творческими» объективами. С ними гораздо труднее работать: нужно постоянно перемещаться, чтобы верно скомпоновать кадр, или перемещать объект съемки. Тем не менее, их главный плюс — большая светосила, что позволяет более креативно подходить к работе с глубиной резкости.

Анализ внешности модели

Профессиональный фотограф не выбирает себе клиентов, они всегда к нам такие, какие есть: красивые и не очень, полные и худые, застенчивые и напористые, «заспанные», довольные и не вполне. И задача фотографа сделать так, чтобы угодить всем. Анализ внешности — это первое, что должен сделать фотограф, начиная съемку портрета. Это целый ряд нюансов: чистота кожи, симметрия лица, форма носа, подбородка, положение надбровных дуг, форма скул, длина пальцев рук, пышность форм и многое-многое другое. Исходя из всего этого, фотограф подбирает ракурс, нужный свет, позу для достижения наилучшего результата.

10

Освещение

В повседневной жизни нас окружает огромное количество самых разнообразных источников света, умелое использование которых является одним из залогов успеха хорошего портрета.

Вы убедитесь, что даже не имея под рукой хитроумного дорогостоящего оборудования можно получать очень интересные, объемные фотографии.

11

12

Вспышка

К сожалению, использование встроенных вспышек «в лоб» зачастую приводит к неудовлетворительным результатам: белый свет полностью заливает лицо, «убивает» задний план и картинка выглядит абсолютно плоской. Однако некоторые фотографы умудряются делать из этого модные тренды, как например американский фотограф Терри Ричардсон.

13

Накамерная вспышка предоставляет фотографу больше возможностей для управления светом: используя поворотный механизм головки вспышки, можно направлять ее в разные стороны (например, в потолок или стены), добиваясь определенных светотеневых рисунков. В течение курса мы научимся максимально использовать возможности накамерных вспышек в съемке портрета.

14

15

16

Правильная композиция

На правильно скомпонованном портрете ваш взгляд как минимум задержится. На идеально скомпонованном — задержится гораздо дольше, изучая детали снимка. Изучив основные принципы построения кадра в портрете, вам будет гораздо проще снимать людей в дальнейшем. Более того, с вашим умением видеть увеличится качество и ценность получаемых снимков.

17

Точка съемки

От выбора точки съемки во многом зависит восприятие вашего портрета. Я думаю, что пройдя в выходной день по большим паркам, центру города, вы обнаружите немало фотографов, которые валяются на земле, приседают, наклоняются, снимают сквозь перила, листву… У обычного прохожего это может вызвать улыбку, однако опытный фотограф проникнется пониманием и уважением — все эти люди экспериментируют с различными точками съемки и ракурсами. Например, для того, чтобы сделать удачный детский кадр, попробуйте присесть на колено или наклониться, чтобы оказаться на уровне лица юной модели.

18

Более подробно о выборе точки съемке в портрете мы с вами поговорим в уроке, посвященном композиции.

Настроение модели

Успех хорошего портрета зависит не только от вас и вашего оборудования, но и от человека, которого вы фотографируете. Если вы не ведете скрытую съемку и не ловите эмоции человека, то крайне важно, каким образом он подходит к процессу. Если человек не в духе, настроен негативно, то и это можно использовать в свою пользу, потому что негативные эмоции — это тоже эмоции. О некоторых тонкостях работы с моделью, в частности с незнакомыми или малознакомыми людьми мы поговорим в отдельном уроке.
Дополнительная литература по теме урока

  1. Марк Клейгорн – Портретная фотография
  2. Крис Джордж – Библия фотографии
  3. Annie Leibovitz – A Photographer’s Life
  4. Фотографии Алексея Никишина
1 бал2 бала3 бала4 бала5 балов (5 голосов, рейтинг: 5,00 из 5)
Загрузка...

Портрет основы. Введение: 2 комментария

  1. Полностью согласна с автором, портрет, а вернее художественный портрет, целиком зависит от личности фотографа, его умении видеть личность человека, его характер, подмечать нюансы, правильно выставлять свет и ловить момент, а уж цена камеры.. это дело второстепенное))

  2. Очень сложно распознавать эмоции человека, для того, чтобы правильно составить портрет, этому можно научиться, но я считаю, что для этого нужен некий талант, который будет помогать, вернее, раскрывать весь спектр эмоций, для правильного портрета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *