Свет и цвет

Вся композиция может быть построена на одном свете и тоне.  Александр Родченко

Рисующие эффекты света.

Мы подошли к самому главному, на мой взгляд, уроку. Уроку о свете.

Принято считать, что в репортаже виртуозное владение светом не столь важно, как в студийной съемке. Это мнение ошибочно. На практике, если вы не воспользуетесь изобразительными возможностями освещения, то можете загубить хорошие сюжеты. И наоборот, как подметил выдающийся фотограф Александр Родченко, «вся композиция может быть построена на одном свете и тоне».

Высказывание Родченко возвращает нас к сути понятия «фотография», которое в буквальном переводе означает светопись. Слово точно передает смысл получения фотографического изображения. Оно образуется в результате фотохимического воздействия световой энергии на светочувствительный эмульсионный слой фотопленки или матрицы цифровой камеры. Это техническая сторона термина. Но есть еще и художественная. Светопись, как рисунок светом, можно рассматривать, как основной инструмент изображения картин мира во всем их разнообразии и красоте. Свет в фотографии отделяет объект от фона, рисует контуры предметов, позволяет нам увидеть их форму, объем, пластику, выявляет фактуру поверхности, показывает рельеф, создает воздушную перспективу, подчеркивает детали. Световые эффекты могут быть яркими, бросающимися в глаза, но чаще светотеневые решения бывают менее заметны. «Они требуют не только от фотографа, но и от зрителя определенной подготовленности» (Анри Вартанов).

Рассмотрим рисующие эффекты света.

1

Мост Александра III. Пари Фото Михаила Рогозина

Свет эффектно рисует рельефы и линии моста.

2

Фото Павла Кривцова

В темном мрачном подъезде контровой свет создал всю композицию.

3

Соловки – Голгофа России (из серии). Фото Павла Кривцова

Вечернее освещение и блик создают настроение снимка.

4

Фото Геннадия Михеева

Свет прорисовал все детали и создал глубину пространства в кадре. Характер освещения влияет также и на цветопередачу, колорит всего снимка, а через них — на наши эмоции и восприятие сюжета. Свет создает цвет.

5

Бретань. Франция. Фото Михаила Рогозина

6

Фото Максима Левинзона

7

В студенческой столовой. Фото Александры Рогозиной

В жизни мы сталкиваемся с большим разнообразием освещения. На натуре свет меняется в течение дня, он зависит от погоды, времени года. Свет может быть переменчивым и при искусственном освещении в помещениях. В репортаже фотограф лишен возможности моделировать освещение, но он творчески приспосабливается к имеющимся световым условиям. В распоряжении репортажного фотографа имеются свои инструменты управления светом — «точка съемки, композиция и экспозиция» (Дэвид Килпатрик).

Управление светом в репортажной съемке.

Чтобы правильно понять роль точки съемки, композиции и экспозиции в управлении светом, остановимся на некоторых характеристиках света, важных, как при естественном, так и при искусственном освещениях. Фотограф, прежде чем нажать на кнопку камеры, должен критически оценить свойства света и его влияние на сюжет.

Вначале мы должны определить, достаточно ли объект освещен и каков характер источников света. Главный источник света, создающий светотень на предметах, выявляющий их формы, фактуру, взаимное расположение, принято называть рисующим. В природе рисующим светом является свет солнца. Рассеивающий свет неба называется заполняющим. Легкие облака, закрывая солнце, подсвечивают тень, и контраст света и тени смягчается, выравнивается. Уменьшение различий между светлыми и темными участками дает возможность передать на снимке большое количество деталей и полутонов, а тени и полутени рисуют объем и пластику тела. Такое освещение хорошо для создания портретов, а также подходит для тех случаев, когда вы хотите показать фактуру предметов.

8

Фото Михаила Рогозина

9

Фото Марины Рогозиной

При безоблачном небе солнце посылает нам мощный поток лучей, и на освещенных предметах образуется четкий светотеневой рисунок, контраст света и тени достаточно высок. Освещенность объекта может резко усилиться за счет отраженного света, который создают снег, песок, мостовая, светлые стены зданий и другие светлые отражающие поверхности. Всегда необходимо учитывать их влияние на светотеневое решение снимка, поскольку они рассеивают свет, уменьшают контраст снимка. Опытный фотограф может умело использовать любой тип освещения для создания нужного образа. Посмотрим, как Картье-Брессон использует два разных типа освещения в изображении уличных сцен.

10

При безоблачном небе.

11

При рассеянном свете.

После предварительной оценки характера света мы должны выбрать такую точку съемки, при которой свет проявит свои мощные рисующие свойства. Известно, что свет может падать на предмет с разных направлений по отношению к направлению съемки.

Выделяют случаи фронтального, бокового и контрового направления света. Меняя точку съемки, можно найти и фронтальный свет, и различные варианты бокового и контрового света.

Каковы же преимущества и недостатки разных типов направления рисующего света?

Фронтальный свет — свет падает на объект спереди, со стороны фотоаппарата. Изображение при таком свете получается плоским, бестеневым, оно не дает ощущение пространства. Это самый неблагоприятный свет, использовать его надо только при необходимости, когда вы не можете изменить точку съемки, переместить объект или своего героя.

Боковой свет (и его варианты: передне-боковой, задне-боковой) — свет падает на предмет сбоку. Он является главным рисующим светом, потому что выявляет объем, фактуру(структуру поверхности), рисует перспективу, очерчивает рельефы. На снимках с боковым освещением появляются отчетливые тени (собственные и падающие), полутона, контрастные зоны, блики, которые помогают нам ощутить себя в реальном трехмерном мире.

Примеры

12

Портрет дочери. Фото Михаила Рогозина

13

Полуденный зной. Фото Михаила Рогозина

15

Сенокос. Фото Геннадия Михеева

16

Мир художника Алексея Павельева (вся серия в Примерах). Фото Михаила Рогозина

Контровой свет — съемка против света. Поток света идет навстречу направлению съемки, в объектив. Контровой свет рисует контуры объектов и они четко выделяются в
пространстве кадра. Однако объемы передаются менее убедительно, чем при боковом освещении. Этот тип света прекрасно показывает фактуру различных поверхностей: шероховатых, матовых, зеркальных и других. Он хорош как при съемке пейзажа, так и при съемке различных ситуаций и людей. Недаром этот тип освещения так любим фотографами. И если поверить Геннадию Михееву, то «В старину мастера говаривали: «Настоящий фотограф должен снимать только в контровике!».

17

Фото Геннадия Михеева

18

Фото Геннадия Михеева

19

Лодочных дел мастер из Каргополя. Фото Михаила Рогозина

Для чего мы наблюдаем за светом и выбираем нужный вариант, меняя точку съемки? А для того, чтобы построить выразительный кадр, то есть мы снова возвращаемся к композиции. С помощью света мы можем выделить главное в кадре. Светлым тоном, контровым очертанием, направленным лучем света, тональным переходом. Освещенные поверхности, блики, собственные и падающие тени, как в цветной, так и в черно-белой фотографии являются важными элементами композиции. Тени и свет рисуют пространство, его глубину. Тени могут уравновешивать предметы в кадре, замыкать композицию, создавать геометрию кадра. Во всех представленных выше фотографиях свет является активным строителем композиции. Невероятное разнообразие стилевого светового решения мы видим у мастеров фотографии прошлого. Рекомендую чаще к ним обращаться.

20

Фото Александра Родченко

21

Йозефа Судека

22

Йозефа Судека

Получить снимок с проработкой деталей в светах и тенях, причем нужной тональности, можно при правильно выбранной экспозиции. В современных цифровых камерах экспонометрия осуществляется автоматически. Однако, важно научиться правильновыбирать режим экспозамера для съемки в разных условиях освещения и разных ситуациях. Я советую остановить свой выбор на «средне-взвешенном» замере как наиболее управляемом и понятном. А во-вторых, всегда вносите необходимые поправки в экспозицию, отталкиваясь от найденного в объекте съемки условно «серого поля». Экспозиция должна быть предметом нашей постоянной заботы.

Особенности съемки при естественном и искусственном освещении.

В естественных условиях характер освещенности зависит не только от погоды (пасмурный или ясный день) и места съемки (наличие или отсутствие отражающих поверхностей вблизи объекта), но и от времени суток. У фотографов есть выражение — «съемка в режимное время». Оно подразумевает съемку в наиболее благоприятное время — утренние или вечерние часы. Этот период эффектного освещения довольно короток, но он позволяет сделать интересные и яркие фотографии. В это время при низком положении солнца предметы отбрасывают длинные тени, над землей стелется туман, дымка, создающие воздушную перспективу, солнечный свет приобретает теплые, желтые, оранжевые, розовые тона. Идет перекличка, игра цвета в небе и на предметах. Цвета более чистые, насыщенные, яркие. Главный рисунок и лучший рисунок при съемке в это время создает боковой свет. Еще лучше — задне-боковое. Фотографы любят «режимное время»! Старайтесь и вы не упускать его для создания красивых видов и съемки своих сюжетов.

23

Фото Геннадия Михеева

24

Фото Максима Левинзона

25

Фото Геннадия Михеева

В дневное время, особенно, когда солнце находится в зените, световые условия съемки ухудшаются. Предметы дают короткие тени, форма, фактура и объем выявляются слабо. Летом днем в воздухе накапливаются пыль, воздух теряет прозрачность, цвета блекнут.Но если вам приходится снимать в такое время, то я советую применять следующие приемы. Первое. Ищите точку съемки, чтобы оторвать своего героя от пестрого фона. Выделите его на фоне неба, стены, дороги. Второе. Ищите возможности съемки в задне-боковом или контровом свете.

Сравните два снимка, которые сделаны мной в одном месте и в одно время. Солдаты моют военную технику.

26

27

Второй снимок выгодно отличается от первого. Задне-боковой свет и нижняя точка ярче выделяют главное сюжетное действие и фактуру объектов.

При слабой освещенности фотограф применяет фотовспышку. Как правило, с недостатком света мы сталкиваемся в помещениях. Существует большой выбор накамерных вспышек. Технику управления вспышкой мы здесь изучать не будем. Могу лишь дать несколько советов использования внешней фотовспышки из своей практики.

Я люблю прямой свет вспышки, потому что он прекрасно выявляет фактуру. Но чаще в репортаже применяю рассеянный свет, направляя вспышку в потолок. Причем, если рядом есть еще и стена, то всегда направляю вспышку в ближайший угол или в место стыка стены и потолка, создавая таким образом световой объемный рисунок. Но такой метод я применяю тогда, когда потолок и стены имеют белые или нейтральные тона, чтобы избежать цветового искажения изображения.

Портрет моей жены для ее сайта я сделал с одной вспышкой, направив ее в потолок и в верхнюю часть стены одновременно. В то же время «контровым светом» мне послужил естественный свет, пронизывающий штору. Получился эффект студийного света, когда используются несколько источников света.

28

Фото Михаила Рогозина

Очень эффектны снимки, на которых совмещен естественный свет и свет вспышки. Как экспонировать и в каких долях использовать эти два вида света, надо находить опытным путем.

29

Фото Михаила Рогозина

30

Гусиная песня (вся серия в Примерах). Фото Геннадия Михеева

Мы завершили знакомство с различными изобразительными методами в репортажной фотографии. Все, что вы проходили в предыдущих уроках знать надо, но владеть всем в совершенстве невозможно. Совершенствуйтесь в тех фотографических приемах, которые даются вам легче, интересны вам. Так формируется свой стиль, своя песня в фотографии. Но о свете никогда не забывайте!

Задания к уроку No8 «Свет и цвет»

Учимся находить рисующий свет и снимать в боковом и контровом освещении

1. Снимаем по вашей теме репортажные портреты, ситуации, действия при задне-боковом и контровом свете.

2. Снимаем в «режимном времени» несколько кадров по своему усмотрению: пейзаж, люди, ситуации.

Напоминаю вам, что выполненные задания принимаются в виде ZIP-архива, внутри которого находятся снятые вами фотографии. Архив необходимо загружать в поле для исходной фотографии, а в поле для загрузки основной фотографии задания необходимо загрузить один выбранный вами снимок.

Количество всех фотографий — до 30 штук, а архивов (серий фотографий) должно быть не более трех. Это очень важно. Еще раз повторю, что принимаются фотографии на любую тему.

1 бал2 бала3 бала4 бала5 балов (9 голосов, рейтинг: 5,00 из 5)
Загрузка...

Свет и цвет: 1 комментарий

  1. Да уж… Ни убавить, ни прибавить.. После прочтения статьи я ясно поняла, что фотографировать качественно я не умею, но могу научиться. О некоторых вещах в игре со светом я даже и не подозревала. Фотографии посмотрела с удовольствием.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *