Дополнительные настройки и возможности камеры. Базовый курс Nikon: Урок №4

В трех предыдущих лекциях мы освоили одну из главных тем нашего курса – что такое экспозиция и как ею управлять. В следующих лекциях мы еще не раз вернемся к этой теме, однако, чтобы с уверенностью утверждать, что мы умеем использовать зеркальную камеру на 100 %, нам необходимо изучить еще два важных вопроса: какие дополнительные настройки определяют качество снимка и что важно знать при использовании объективов. Сегодня мы поговорим именно о дополнительных настройках. Вы уже наверняка заметили, что на корпусе камеры есть несколько кнопок, которые мы еще не изучили, а в меню неизвестных пунктов еще больше. На самом деле от модели к модели количество возможностей и параметров будет отличаться, но среди них можно выделить несколько основных: настройка баланса белого, выбор формата сохранения снимка, режимы Picture Control, функция брекетинга, блокировка автоэкспозиции и автофокуса, а также работа в режиме Live view и съемка видео. Каждый из этих параметров я предлагаю рассмотреть на практике.

1. Баланс белого

Любой источник света имеет свой цветовой оттенок, яркие примеры тому – свечи или обычная лампа накаливания, которые создают желтоватое освещение. Чтобы упорядочить такое разнообразие, был придуман термин «цветовая температура» и составлена шкала, на которой разные источники света располагались в порядке от теплого к холодному. Единицей выражения цветовой температуры стало имя исследователя этого вопроса – Кельвина.

Человеческое зрение в ходе эволюции научилось адаптироваться к разным оттенкам света и различать их, так же и настройка баланса белого имеет автоматический режим, который в большинстве случае работает прекрасно. Однако и он может ошибаться. Например, если мы сравним результаты съемки с обычной и люминесцентной лампами с точной ручной настройкой, то увидим, что в первом случае цвет кожи стал теплее, а во втором – приобрел холодный оттенок.

В этом случае нам помогут предустановленные режимы или ручная настройка. В младших камерах выбрать нужный режим можно через общее меню в пункте «Баланс белого», а в старших – через отдельную кнопку, обозначенную буквами WB, что означает “White balance”. Здесь доступны такие режимы, как съемка при свете лампы накаливания, люминесцентной лампы, при облачной погоде, вспышке и так далее. Также через меню фотоаппарата в пункте «Баланс белого» можно более точно настроить каждый из предустановленных режимов, сдвигая цветовую точку по направлению к какому-либо оттенку.

Отдельно стоит упомянуть два режима: предустановка по белому листу и выбор точного значения. В первом случае вам необходимо найти белую поверхность, например лист белой бумаги, заполнить ею весь кадр, сфотографировать ее с ручной фокусировкой, и камера на основании этого замера выставит нужный баланс белого. Во втором случае вы можете установить численное значение баланса белого, например, если знаете, что определенный источник света имеет именно эту цветовую температуру. Эти два режима очень просты в настройке и могут быть очень эффективными, но важно помнить, что в уличных условиях цветовой оттенок света постоянно меняется и даже небольшое смещение снимаемого объекта или изменение точки съемки может привести к необходимости перенастройки. Поэтому я рекомендую использовать точную настройку, только если вы знаете, что цветовая температура источника света будет постоянна, например при съемке в студийных условиях. В остальных же случаях вы можете довериться автоматическому выбору баланса белого, благо в этом компоненте автоматика почти всегда отрабатывает точно.

  

Выдержку, диафрагму, светочувствительность и баланс белого называют настройками первого эшелона, именно они в большинстве случаев определяют техническое качество снимка. После того как вы научились выбирать правильное значение для каждого из этих параметров, можно уверенно вести съемку практически в любых условиях. Остается только выбрать, в каком формате будут сохраняться ваши снимки на карте памяти – от этого будет зависеть, сможете ли вы сразу переслать снимки друзьям и распечатать их или получите большое количество возможностей для обработки в графическом редакторе.

2. Форматы сохранения снимков 

В камерах Nikon настройка качества снимка состоит обычно из двух пунктов: выбор формата сохранения и выбор разрешения. В младших камерах получить доступ к ним можно через все то же общее меню, вызываемое кнопкой “i”. В верхнем поле мы можем выбрать один из форматов сохранения, о которых мы поговорим далее. А во втором поле можно установить как максимальное разрешение снимка, так и меньший размер, например в случае экономии места на карте памяти. В камерах D7000 и выше доступ к этим пунктам происходит через кнопку на корпусе, обозначенную сокращением слова Quality (QUAL), которое переводится как «качество». Вращением переднего колеса мы можем выбирать разрешение, заднего колеса – формат снимка.

С разрешением снимка все относительно просто: вы можете выбрать между большим, средним или малым размером снимка, хотя современные карты памяти позволяют не беспокоиться об экономии места. Что же касается формата, то обычно доступны три варианта JPEG, которые отличаются по качеству, и Raw (пер. «сырой»), который чаще называют не «роу», а «рав». Отличия между ними значительные: после того как свет попал на матрицу, информация о его количестве и свойствах передается в процессор. Если процессор проведет полный цикл обработки, то есть установит определенную яркость, цветовой оттенок, уменьшит уровень цифрового шума и сожмет снимок, то значит, вы выбрали формат JPEG. Если же информация с матрицы в процессоре пройдет только первоначальную обработку, то значит, выбран формат Raw.

Снимки формата JPEG – это готовые цифровые фотографии, которые вы можете просмотреть на любом устройстве, открыть в любой программе или сразу распечатать. А Raw-файлы многие называют «цифровым негативом»: основная их задача – это дать широкие возможности для обработки, например, в рав-файле можно безболезненно менять баланс белого, как если бы вы его установили еще до съемки. Для просмотра и обработки Raw у Nikon есть как фирменные программы Nikon View NX2 и Capture NX-D, так и сторонние, например Lightroom и Capture 1. Возможности обработки формата Raw так велики, что в нашей школе предусмотрен отдельный курс по этой теме, где рассматриваются все вопросы, начиная от выбора конкретной программы и заканчивая десятками примеров обработки. В целом же стоит понимать, что Raw – это промежуточный формат, например, вы можете сделать светлее темные участки снимка, изменить баланс белого, обработать отдельные части фотографии, но затем снимок все равно сохраняется в JPEG. Если же эти процедуры вы бы провели с уже готовым JPEG-файлом, то, скорее всего, качество снимка ухудшилось.

3. Picture Control 

Настройка Picture Control – это возможность повлиять на работу процессора при обработке снимка. Найдя в меню камеры раздел «Меню режима съемки» и далее пункт «Режим Picture Control», вы можете выбрать один из профилей, и в соответствии с ним станут меняться ваши снимки. Например, профиль «Монохромный» будет делать все фотографии черно-белыми, а профиль «Портрет» – проводить такую коррекцию, чтобы тона кожи были переданы наиболее естественно. В дополнение к этому, нажав джойстик вправо еще раз, вы можете более тонко настроить каждый профиль, например увеличить контраст получаемых снимков. В качестве примера мы сделали несколько снимков с разными профилями. Как видите, разница между ними не колоссальна, но при этом возможность более тонко управлять работой процессора является большим плюсом.

4. Брекетинг

Следующая функция – брекетинг – относится ко всем моделям Nikon, кроме серии D3000. Эта функция может быть доступна как в меню, так и в виде отдельной кнопки на корпусе. Работает она очень просто: зажав кнопку, мы увидим на дисплее два значения – вращением заднего колеса мы будем менять количество кадров, а вращением переднего колеса – диапазон экспокоррекции. Далее необходимо будет нажать заданное количество раз на кнопку съемки и камера сделает несколько снимков с определенной поправкой экспозиции: например, три снимка с экспокоррекцией –2, 0 и +2. После этого мы можем либо выбрать лучший из них, либо с помощью специальной программы объединить их и получить снимок, в котором будут одинаково хорошо переданы как светлые, так и темные области.

  

5. Блокировка автофокуса и автоэкспозиции

Вы наверняка задавались вопросом: зачем нужна кнопка со странным обозначением AE-L/AF-L? Расшифровывается она просто: это кнопка блокировки автоэкспозиции (autoexposure lock) и автофокуса (autofocus lock). Для начала зайдем в меню, выберем раздел «Меню пользовательских настроек», далее «Управление» и пункт «Функция кнопки AE-L/AF-L». Как мы видим, эта кнопка может работать в нескольких режимах: блокировать экспозицию и фокус одновременно или по отдельности, а также выступать в роли активации автофокуса вместо полунажатия на кнопку съемки.

Понадобиться эта кнопка может в разных ситуациях: например, если вы делаете несколько последовательных кадров, чтобы склеить их в панораму, то на всех снимках экспозиция должна быть одинаковой. Здесь можно или перейти в полностью ручной режим, или в режимах PSA замерить экспозицию, заблокировать ее и сделать нужные фотографии. А блокировка фокуса может помочь, в случае когда при определенном кадрировании главный объект съемки не попадает ни под одну из точек фокусировки и камера не наводится на резкость. В такой ситуации можно перевести точку на объект, провести фокусировку, заблокировать мотор автофокуса нажатием на кнопку, вернуть исходное кадрирование и сделать снимок.

6. Live view

И последними функциями, которые мы рассмотрим сегодня, будут режим Live View и съемка видео. Live view – это режим, в котором при кадрировании мы видим изображение не в видоискателе, а на дисплее. В этот момент зеркало постоянно поднято, свет проходит на матрицу и выводится на экран. Если вам необходимо снять что-то из неудобного положения, то этот режим может очень помочь. Однако постоянно им пользоваться я бы не рекомендовал, так как это влияет на заряд аккумулятора и к тому же система фокусировки работает неидеально.

Но что касается функции видеосъемки, которая активируется из режима Live view с помощью обозначенной красным цветом кнопки, то можно смело рекомендовать ее к использованию, так как большая матрица плюс хорошая оптика позволяют получать ролики отличного качества. Выбрать один из режимов, в том числе Full HD, можно через меню в разделе «Меню режима съемки», в пункте «Настройка видео». В дополнение ко всему в камерах D90, D7000 и выше вы можете вручную устанавливать экспозицию для видеосъемки, что положительно влияет на качество при динамичных условиях освещения.

Сегодня мы с вами изучили несколько важных настроек и функций, которые позволят еще лучше управлять вашим фотоаппаратом. Конечно, помимо рассмотренных нами параметров и органов управления, в зеркальным камерах есть множество других, однако практика показывает, что стараться изучить их все разом – это не лучший способ. Я рекомендую убедиться в том, что пройденный нами материал вызвал у вас вопросы и они были успешно решены в обсуждении с преподавателем, а затем приступить к дальнейшему изучению. В этом вам также может помочь инструкция к вашей камере, которая после получения новых знаний станет гораздо понятнее. До встречи в следующей лекции!

Все уроки курса «Базовый курс Nikon»

1 бал2 бала3 бала4 бала5 балов (3 голосов, рейтинг: 5,00 из 5)
Загрузка...

Дополнительные настройки и возможности камеры. Базовый курс Nikon: Урок №4: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *