Обработка снимков после съемки животных

Съемка: jpeg или RAW?

Думается, многие слышали о съемке в формате RAW, но, скорее всего, использовали его довольно редко. Многих пугает довольно большой размер файлов, а также необходимость постобработки снимков не просто в фоторедакторе, но и дополнительно в конвертере. Поэтому многие начинают со съемок непосредственно в формате JPEG. Чем же отличаются эти два формата?

RAW (или «сырой») формат данных, содержащий необработанные (или обработанные в минимальной степени) данные, позволяет избежать потерь информации. В таких файлах содержится полная информация о хранимом сигнале. В цифровой фотографии под форматом RAW понимаются оцифрованные данные, полученные с матрицы c минимальной обработкой. Что входит в такую минимальную обработку?

Это:

  • сопоставление количества света с цветом фильтра, соответствующим данному пикселю;
  • определение баланса белого (корректируются цвета освещенных участков объекта);
  • анализ темных участков и применение тональных кривых для их осветления для формирования более естественного изображения, близкого к реальному.

При съемке в формате JPEG к данной обработке применяется также дополнительно:

  • увеличение резкости изображения;
  • сжатие изображения (за счет этого размер файла сильно отличается от размера RAW-файла).
  • JPEG-кадр мы получаем на выходе уже обработанным с частично потерянной информацией, поэтому его постобработка может быть довольно ограничена.
  • Мы не сможем «восстановить» информацию в светах или тенях в случае нашей ошибки с параметрами съемки, цветовая коррекция займет больше времени и усилий и т.д.

Когда же лучше выбрать RAW-формат для съемки?

Плохие условия для съемки: низкая освещенность, «непонятный» свет, дающий непредсказуемый результат в балансе белого, большая контрастность объекта по отношению к фону.

Преимущества RAW в данном случае перед JPEG:

  • возможность корректировки экспонирования кадра без боязни сильно потерять света или тени;
  • широкий динамический диапазон позволит применить более корректную и плавную тональную кривую к снимку;
  • возможность быстрой и более точной корректировки баланса белого;
  • возможность управления шумами (более качественное снижение их уровня).

При съемке со световым оборудованием, у которого «скачет» цветовая температура. Часто такую проблему имеет «выездной» свет, поэтому вы можете получить разные цвета на разных кадрах. Учитывая, что при съемке животных нам надо сохранить правильность отображения окрасов, правильный цвет и баланс белого приобретает важное значение. Чтобы исправить возможные промахи, нам и пригодиться съемка в RAW-формате.

Если вам важно обеспечить отличное разрешение снимка, богатую цветопередачу, например, для дальнейшего использования снимков в печатной продукции, особенно больших форматов, то съемка в RAW просто необходима. Данный формат обеспечит плавность тональных переходов, бОльшую глубину цвета, а также даст возможность многократной обработки снимка без потери качества.
Таким образом, всегда, когда вам важен конечный результат настолько, что вы готовы приложить усилия для постобработки кадра, пожертвовать объемом флеш-карты, выбирайте RAW-формат. Современные камеры позволяют снимать одновременно в RAW и JPEG разного сжатия, что дает вам возможность после съемки отобрать сразу в JPEG кадры, не требующие дополнительной обработки, а обработать только те, в которых у вас есть сомнения.

Когда необходима ретушь в снимках домашних животных?
Мы уже говорили о том, что съемка домашних животных может проходить в совершенно разных местах: на природе, дома, в помещении, в студии и т.д. Также мы обращали внимание на «чистоту» фона. Если вы снимаете на природе, то отдадите предпочтение немноголюдному месту, чтобы на заднем плане вашего снимка не образовывались размытые пятна от прохожих. Однако очень часто невозможно добиться настолько чистого фона на заднем плане, что приходится выбирать: или съемка «как есть», или ждать вечно, пока все уйдут. Так как обычно времени не так много, да и животное может потерять весь настрой, то выбирается решение «как есть». Соответственно на полученных кадрах вы можете получить отвлекающие пятна на заднем плане. В постобработке их и следует заретушировать. Чаще всего применяется клон-штамп или делаются заплатки из соседних участков фона. Точно также убирается случайно попавшийся мусор на траве или какие-то предметы, оказавшиеся в кадре.

Соответственно проверяется чистота фона и в студийных фотографиях. Учитывая, что животные могут оставить вполне реальные следы либо от когтей, либо случайные пятна, либо складки могут образоваться на фоне, все это следует убирать при постобработке.

Отдельно следует сказать о ретушировании самого объекта.

Бывают случаи, когда щенки или котята некоторых пород из-за «текучести» глаз могут иметь темные дорожки от внутренних углов глаз вдоль носа. Это сильно портит внешний вид, делает его непрезентабельным, поэтому все это тоже лучше отретушировать с применением клон-штампа. Точно также следует обращать внимание просто на чистоту глаз, носа, лап и шерсти объекта. При наличии загрязнений их следует убрать со снимка.

В экстерьерных съемках часто возникает необходимость «убрать» ринговку или рядом стоящие ноги человека, ставящего собаку в стойку. При съемке золотистых ретриверов часто прибегают к методу, когда собака стоит одна в естественной стойке, а человек рукой просто придерживает хвост, чтобы он был в одну линию со спиной. В таком случае тоже ретушируется рука.

Однако любая ретушь, приводящая к изменению анатомии животного, не должна приветствоваться и использоваться, ибо, как мы говорили на первых уроках, мы должны показать животное красиво, но максимально реалистично.

1

Пример снимка, где требуется ретушь. Следует убрать ногу из кадра

2

Процесс использования клон-штампа в Фотошоп

3

Результат после ретуши

Чистота окрасов. Коррекция цветового баланса

Мы уже затрагивали вопрос важности правильного отображения окраса животного. Черный должен быть черным, а не красным или коричневым. Белый – белым, а рыжий – рыжим, а не желтым или каким-то другим. Особенно тяжело сохранить правильный оттенок палевых, кремовых и других светлых окрасов.

Поэтому первым делом при взгляде на фото следует обратить внимание на цветовой баланс. Если вы снимаете в RAW, то первую корректировку следует провести в конвертере. Мы не будем рассматривать «родные» конвертеры камер, так как их алгоритмы и интерфейс различаются. Возьмем за основу Camera Raw в Photoshop, так как параметры данной программы одинаковы для любого формата RAW-кадра.

На вкладке «Основные» диалогового окна Camera Raw имеются три элемента управления, позволяющие устранить ошибки цветопередачи в изображении.

В Camera Raw применяется настройка баланса белого и соответствующим образом изменяются свойства «Температура» и «Оттенок» на вкладке «Основные». Эти элементы управления используются для точной настройки цветового баланса.

Как снято (используются настройки баланса белого камеры, если они являются доступными).

Авто

Баланс белого вычисляется на основе данных изображения.

Уменьшайте значение «Температура», чтобы откорректировать снимок, полученный при более низкой цветовой температуре освещения; в Camera Raw цвета изображения (желтоватые) преобразуются в более синие для компенсации низкой цветовой температуры окружающего освещения. И наоборот, увеличивайте значение «Температура», чтобы откорректировать снимок, полученный при более высокой цветовой температуре освещения; для компенсации высокой цветовой температуры окружающего освещения (синеватого) цвета изображения становятся более теплыми (желтоватыми).

При корректировке температуры следует ориентироваться на нейтральные области (серые или белые) и приводить их как можно ближе к реальному нейтральному цвету.

Если такой корректировки оказалось недостаточно, можно использовать инструмент «Цветовой баланс». Его применение возможно как на действующем слое, так и на корректирующем. Последний вариант удобен тем, что в дальнейшем можно замаскировать те участки снимка, где коррекция цвета будет лишней. Для применения данного инструмента:

· выберите на панели «Коррекция» параметр «Тени», «Средние тона» или «Света», чтобы определить тональный диапазон, в котором будут концентрироваться изменения;

· для сохранения тонального баланса установите флажок «Сохранить свечение», чтобы при изменении цвета значения светлоты в изображении не менялись;

· перетащите ползунок в сторону того цвета, объем которого нужно увеличить на изображении; чтобы уменьшить объем цвета, перетащите ползунок в сторону, противоположную этому цвету.

4

Пример фотографии с излишне теплым балансом белого, слишком много красноты в окрасе шоколадного лабрадора

5

Пример коррекции баланса белого в Camera Raw

6

Результат коррекции баланса белого

Контраст и насыщенность

Довольно часто снимки с аппарата получаются довольно умеренными по насыщенности и контрасту, особенно, если вы не применяете аппаратные способы усиления этих параметров. Тогда тональная кривая является довольно умеренной, что в большинстве случаев и является желательным. Лучше самому определить степень насыщенности и контраста при постобработке, чем исправлять сделанное фотоаппаратом.

В контексте съемок домашних животных контраст и насыщенность снимков важны при наличии ярких окрасов, солнечного света, природных снимков. Яркие снимки, насыщенные цвета создают позитивное настроение и привлекают внимание зрителя.

Рассмотрим следующие варианты изменения насыщенности и контраста.

Кривые

Либо на новом слое, либо на корректирующем в меню Коррекции – Кривые (Adjustment – Curves) путем определения двух точек в тенях и светах «рисуем» S-образную кривую. Процесс изменения происходит на глазах, поэтому его всегда можно скорректировать и выбрать наилучший вариант.

7

Пример S-образной кривой

Корректирующий слой Saturation
Создаем корректирующий слой Насыщенность (Saturation). Двигаем ползунок Насыщенности вправо для ее усиления. Дополнительно можно регулировать ползунок Яркости.

8

Пример добавления насыщенности через корректирующий слой Saturation

Наложение слоев
Дублируем слой, выбираем режим наложения слоев «Перекрытие» или Overlay. На верхнем слое выбираем степень прозрачности таким образом, чтобы нас устроил результат.

9

Пример снимка яркого окраса без добавления насыщенности

10

Пример доработки снимка с помощью наложения слоев и регулировки степени прозрачности

Усиление резкости снимка – как правильно и где это необходимо?

Часто бывает, что хорошая фотография, сделанная в фокусе, кажется недостаточно четкой по сравнению с тем, что хотелось бы видеть. Это может быть вызвано неверными настройками диафрагмы, вынужденным «шевеленкой» при съемке с длинной выдержкой или при большом фокусном расстоянии, либо общей «мыльностью» объектива. Конечно, нельзя сделать резким полностью нерезкий кадр, особенно кадр с «промахнувшимся» фокусом, но небольшие недостатки можно исправить при постобработке.

Фотошоп предлагает разные варианты усиления резкости,: мы подробнее остановимся на двух вариантах: Unsharp Mask (Нерезкая маска) и применение фильтра Highpass.

Важно понимать, что нерезкая маска лишь усиливает контраст участков, где есть резкое изменение цвета. Визуально изображение кажется более резким, но применять этот способ возможно только в разумных пределах.

Как и любое изменение, применять этот фильтр следует на новом слое. Чтобы применить фильтр, выбираем его в меню Фильтры – Резкость – Нерезкая маска. Далее определяемся с параметрами.

Amount («Эффект») – регулирует степень усиления четкости. Большее значение повышает резкость. По сути усиливается контраст соседних участков изображения, находящихся на границах контура. Увеличение значения параметра делает переходы отчетливее, но, если перестараться, то пропадут детали и появится зернистость изображения.

Radius («Радиус») – определяет ширину зоны действия фильтра. При маленьких значениях будет увеличиваться резкость узкой полоски вдоль границы цветового перехода, при этом визуально увеличивается резкость за счет образуемого контура. При слишком больших значениях изображение становится излишне контрастным и неестественым.

Threshold («Порог») – используется для определения различий соседних тонов. Фильтр не обрабатывает области с малым контрастом, а значение «Порога» подсказывает, что считать малым контрастом. Чаще всего он применяется для уменьшения зернистости «шума».

Значения параметров для каждого варианта подбираются индивидуально в зависимости от задач нерезкого маскирования. Если предполагается печатать снимок, а обработка ведется на оригинальном кадре, то лучше излишне добавить резкости, чтобы нивелировать ее уменьшение, которое происходит при печатании снимков. Применение параметров делается поэтапно: сначала выставляется значение радиуса, например, на 1, потом значение эффекта, например, на 300-400. Визуально оценивается степень резкости, скорее, она будет излишней. Далее ползунками регулируются данные параметры в сторону уменьшения таким образом, чтобы визуально картинка стала детальной, но не неприятной. И третьим этапом регулируется «Порог».

При применении данного фильтра важно понимать следующее:

1) Фильтр воздействует на всю область изображения, поэтому дополнительно следует обработать те области, где увеличение резкости только портит картинку, например, на фоновых областях или на траве.

2) При обработке картинки нерезкое маскирование должно быть последней операцией.

3) Нерезкое маскирование следует производить однократно.

Способ усиления резкости через фильтр Highpass по сути очень похож на нерезкую маску, так как также задействует контур, но, в отличие, от первого способа, воздействует только на те области изображения, где этот контур присутствует, и не воздействует на размытые «фоновые» области.

Создаем новый слой.
Применяем к новому слою фильтр Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность) из меню Image > Adjustments (Изображение > Коррекция).
Далее применяем к слою фильтр Highpass из меню фильтров. Выбираем значение количества пикселей и визуально оцениваем степень усиления контура таким образом, чтобы применение фильтра не сказалось на качестве изображения.
После установки параметров фильтра производим смешение слоев в режиме Overlay («Перекрытие»).
Если вам показалось, что вы перестарались, то вы можете изменить степень прозрачности нового слоя, тем самым уменьшив эффект применения фильтра.

Особенности обработки для публикации в Интернете

При обработке фотографий для публикаций в Интернете вам придется работать с уменьшенным изображением, а не полноразмерным. Поэтому важно запомнить следующие правила:

Всю постобработку снимков следует делать на оригинале. Корректировку цветового баланса, применение насыщенности и контраста (и т.д.) делают на полноразмерном кадре, содержащим в себе больше информации и тональных переходов.

После того, как вы улучшили ваше изображение, можно приступать к изменению размера кадра. Как правило, размер снимков, публикуемых в Интернете, не превышает 1000 пикселей по длинной стороне. В среднем это 800 на 600.
После изменения размера обязательно следует применить усиление резкости. При сильном уменьшении происходит исчезновение мелких деталей изображения (за счет усреднения с окружающими их полями). Поэтому изображение становится более «мыльным». При выборе параметров фильтров на такой небольшой размер не следует применять значения Amount больше 80, а значение радиуса лучше варьировать от 0,5 до 0,8.

И последний этап – это сохранение снимка «для Web». Сохранение в таком режиме поможет сохранить качество снимка при сжатии; вы также можете выбрать степень этого сжатия, оценив визуально, насколько меняется картинка, ну и, наконец, при таком сохранении размер файла будет оптимальным для его дальнейшей публикации в сети.
(Комментарий: Пример снимка, требующего коррекции баланса белого, добавления контраста и насыщенности, а также компенсации потери резкости при уменьшении фотографии для публикации в веб)

(Комментарий: Пример обработанной фотографии, готовой для публикации в веб. Скорректирован баланс белого в более холодные тона, добавлено насыщенности и контраста, усилена резкость снимка)

 

1 бал2 бала3 бала4 бала5 балов (5 голосов, рейтинг: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обработка снимков после съемки животных: 1 комментарий

  1. В JPEG чаще снимают новички. Признаюсь, раньше не понимала в чём отличие RAW и JPEG. Теперь снимаю в RAW, «тяжесть» файлов не пугает. Зато лучше обрабатывать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *